Салемские ведьмы
Охота на ведьм — одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс).
Колдовство — опасная забава
Трагические события в Салеме начались невинно. Бэтти — девятилетняя дочь преподобного Пэрриса и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса. Она развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике.
Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот.
В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки, девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз — околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм.
Найдены виновницы болезней
На основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно.
Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения — обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами?
Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы.
В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого беспредела: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема, Ребекка Нурс, была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы!
Авторитет «охотниц на ведьм» растет
Дальше — больше: в тюрьму попал бывший салемский священник, преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно.
Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки. Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору- виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления.
Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек.
Суды и казни
Прежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, проходивших по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни. Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно.
Джайлс Кори оказался упрямым человеком и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть команда обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По сему выходило, что дьявол свое слово сдержал.
Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры.
Настоящие ведьмы
Ученые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в частности и охоты на ведьм вообще. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей — плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но сегодня ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным.
Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер о 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью…
Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят сами девочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить такую массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильяме? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться?
К сожалению, салемский процесс -это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории.