Индейцы майя
Индейцы Майя. Город Чичен-Ица.Тайна Священного колодца.
В конце XII века на этом полуострове сложилась весьма напряженная политическая ситуация. Правители Чичен-Ицы - самого могущественного города в этом районе - собирали со своих соседей все большую дань. Эта дань была и обременительной, и кровавой. Десятки людей требовались для регулярно исполняемого обряда человеческих жертвоприношений в "Священном Колодце" Чичен-Ицы.
"У них еще недавно был обычай, - писал в XVI веке испанский епископ Диего де Ланда, - бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи... Бросали также многие вещи из драгоценных камней и предметы, которые они считали дорогими. И если в эту страну попадало золото, большую его часть должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы..."
Засуха для этих мест - явление довольно частое. На полуострове Юкатан, плоской, выжженной солнцем известняковой равнине, нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Лишь редкие естественные колодцы - глубокие карстовые воронки - хранят живительную влагу. Испанцы, вслед за майя, называли эти колодцы сенотами (искаженное майяское слово "ц'онот" - колодец): там, где были сеноты, еще в глубокой древности появились крупные центры цивилизации. Место, на котором в VI веке нашей эры возник город Чичен-Ица, особенно благоприятно в этом отношении. Здесь желтую юкатанскую почву прорезали сразу два больших естественных колодца, расположенных на расстоянии около 800 метров друг от друга. Само название города навсегда увековечило этот факт: "чи" на языке майя означает "устье", "чен" - "колодец", а "ица" - название племени или этнической группы майя. "Устье Колодцев Ицев" - так переводится название города.
Один из этих колодцев, известный у местного населения под именем Штолок (что означает - "игуана"), находился ближе к центру города, его края были менее обрывисты, чем у второго сенота, а потому он служил главным источником питьевой воды.
Другой сенот - знаменитый "Колодец Жертв" был расположен в пяти минутах ходьбы от главного храма города "Эль Кастильо" (другое название - "Храм Кукулькана"), то есть "Крылатого Змея".
Недавно мне довелось осмотреть его. Даже сейчас, восемь веков спустя после описываемых событий, испытываешь невольный трепет, стоя на краю гигантского провала с его желтовато-белыми отвесными стенами, покрытыми зеленью ползучих растений. Отверстие круглой воронки диаметром свыше 60 метров прямо-таки завораживает, притягивает к себе. Изрезанные трещинами пласты известняка круто опускаются к темно-зеленой воде, скрывающей в своих глубинах тайны ушедших столетий. От края колодца до поверхности воды - более двадцати метров. А глубина его, как мне сказали, превышает десять метров.
Стоит ли удивляться, что мрачная красота сенота с его высокими, почти отвесными стенами вызывала у древних майя суеверный страх? Видимо, поэтому с давних пор это место избрали для жертвоприношений богам.
Рубрики: Цивилизация майя |
Назад« О происхождении майя и других племен американских индейцев - 4Вперед »Индейцы майя. Развитие мореплавания
Комментариев нет
Вам нужно войти для комментирования.