Загадка Збручского идола
Збручский идол — уникальный памятник, дошедший до нас со времен древнеславянского язычества. Его каменные грани открыли ученым некоторые тайны Киевской Руси. И позволили лучше понять, во что же верили наши предки.
Жарким августовским днем 1848 года два пастушка решили искупаться в реке Збруч, что на западе Украины. Они уже входили в воду, но вдруг остановились. Затем переглянулись, перекрестились и скорее побежали в село Лычковцы, к уряднику по фамилии Брушкевич. Мальчишки сбивчиво рассказали ему, что в реке у горы Соколихи они видели утопленника. Урядник от пастухов отмахнулся: не его, мол, это забота.
Каменный утопленник
Тогда мальчишки сообщили об утопленнике пограничникам и таможенникам. Река ведь была не простая — по ней в XIX веке проходила граница между Россией и Австрией. Таможенники решили посмотреть — из-за чего народ волнуется. «Утопленником» оказалось каменное изваяние. Видимо, оно лежало у самого берега, но вода его скрывала. А тут от жары Збруч обмелел, и шапку истукана стало видно. Волны бились в нее — вот пастухам и показалось, что это человеческая голова качается.
Казалось бы, инцидент был исчерпан, можно было про «утопленника» забыть. Но начальник таможни Лашевский рассказал о курьезном происшествии своему знакомому Беньковскому. Тот состоял управляющим в находившемся неподалеку имении польского шляхтича Константина Заборовского. Беньковскому находка показалась занятной.
Посмотреть на то, как при помощи трех пар волов будут тащить из воды «утопленника», собрались и крестьяне из соседних деревень, и урядник, и лесник, и эконом упомянутого имения. Изваяние зацепили веревками за шапку и вытянули на берег. Идол представлял собой четырехгранный столб высотой 2,67 метра, высеченный из серого известняка. После того как с него смыли налипшую землю, выяснилось, что он разделен на три яруса и на каждом высечены различные изображения.
Сверху, под круглой шапкой изображены двое мужчин и две женщины. Все в длинной одежде. В центре столба, также с каждой из четырех сторон, изображены мужчины и женщины, но мельче тех, что сверху. На нижнем ярусе одна грань пустая, а на другой изображен усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На соседних гранях, видимо, тот же мужчина, только изображен он сбоку.
Собравшиеся долго гадали, кто же на этих рисунках. Потом решили, что это языческий истукан, и от греха подальше надо его убрать с глаз долой. Погрузили на телегу и отвезли в село Лычковцы, где свалили под овином во дворе урядника Брушкевича. Здесь изваяние лежало до зимы, а потом владелец имения Заборовский не то подарил, не то продал его графу Мечиславу Людвику Потоцкому, коллекционеру древностей. А тот передал идола в Краковский музей, где тот хранится по сей день.
Святовит или Перун?
Изваяние стали называть Збручским идолом — по реке, где его нашли. Но вот как оно там оказалось? И что собой представляет? Графа Потоцкого все это очень интересовало. Он предположил, что скульптура изображает языческого бога балтийских славян Святовита, поскольку именно у него было четыре головы. Об этом писал в XII -начале XIII века датский хронист Саксон Грамматик.
Однако в XX веке возникла другая версия о том, что за божества изображены на Збручском идоле. Известный советский археолог и историк Борис Рыбаков идентифицировал женскую фигуру с рогом как богиню плодородия Макошь. А фигуру с кольцом — как Ладу, богиню весны, покровительницу брака и любви. Мужская фигура с мечом, по его мнению, — это изображение Перуна, бога грозы и войны. А божество с солярным символом может быть в равной мере как богом солнца Хорсом, так и покровителем плодородия и солнечного света Даждьбогом. Впрочем, существует теория о том, что Хоре — не имя отдельного божества, а просто эпитет Даждьбога.
Мужскую фигуру в нижнем ярусе ученый сопоставил с Велесом. В средней части идола, по его мнению, изображены не боги, а люди. И все фигуры вместе отражают представления язычников о Вселенной, которая делится на небо, принадлежащее богам, мир людей и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. В совокупности все изображения, обращенные к четырем сторонам света и объединенные одной шапкой, составляют облик всеобъемлющего и вездесущего бога Вселенной — Рода. Так что случайная находка украинских пастушков оказалась настоящей энциклопедией древнеславянского язычества.
Что же касается вопроса о том, как идол Рода попал в реку, то ответ на него нашла Прикарпатская экспедиция Института археологии АН СССР. В 1984 году ученые открыли на Збруче два больших городища-святилища. Одно из них находилось на самой высокой в округе горе Богит. Второе — на 5 километров выше по течению, на высоком мысу. Оба городища были устроены традиционно, но отличались грандиозными размерами. Ученые пришли к выводу, что здесь, в сравнительно глухой местности, удаленной от крупных городов Киевской Руси, существовал большой языческий центр.
Збручский идол, по-видимому, был установлен в самой верхней части капища — на овальной площадке размером 50 на 70 метров, в центре которой возвышался круглый пьедестал из камней. Вокруг располагались восемь углублений для жертвоприношений. В двух из них были обнаружены погребения мужчин в возрасте около 60 лет, возможно, жрецов. Еще в двух найдены кости малолетних детей, вероятно, принесенных в жертву.
Судя по керамике, захоронения относятся к XII веку, а жертвоприношения совершались здесь с X века до начала XIII века. То есть славянские язычники сумели сберечь свою веру в течение нескольких столетий после повсеместного введения христианства. Ученые считают, что святилище прекратило существование в годы нашествия Батыя. Под угрозой надвигавшегося разгрома язычники и спрятали в реке Збруч изображение своего бога.
Странная святыня
Казалось бы, все со Збручским идолом разъяснилось. Однако в 2011 году сотрудники Института археологии HAH Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко опубликовали статью, в которой поставили под сомнение древность этого артефакта. Они предположили, что это мистификация, устроенная польским поэтом Тимоном Заборовским. Собственно, его брат Константин и был владельцем поместья, около которого нашли один из главных славянских артефактов.
Комар и Хамайко выделяют несколько моментов, которые вызывают у них сомнение. Во-первых, абсолютное большинство дошедших до нас славянских идолов -деревянные. И это объяснимо, потому что дерево легче обрабатывать. За все время было найдено несколько каменных идолов, но все они сделаны существенно проще и грубее. Да и датировка их у ученых до сих пор вызывает вопросы. К примеру, у Юрковецкого идола на голове не то шапка, не то шлем. И если это шлем, то время его создания -не ранее XIV века.
Во-вторых, большая часть славянских идолов аналогичного периода не антропоморфные. К примеру, это обтесанные стволы дуба с вживленными в них кабаньими челюстями. Только у балтийских славян известны в этот период антропоморфные идолы. Однако на Збруче они не жили.
В-третьих, изображения на Збручском идоле объединены в сложную композицию. И такого нет больше ни на одном известном славянском памятнике. Уникально и то, что рисунки идут в три яруса. Подобное изображение требует сильно развитого художественного мышления.
Наконец, в-четвертых, этот артефакт, по сути, — целый пантеон богов. В то время как у славян принцип капищ был таким: один бог — один идол.
Оппоненты Комар и Хамайко говорят о том, что уникальность Збручского идола не доказывает, что это подделка. Они объясняют это тем, что в X веке языческие жрецы бежали из Киева от насаждаемого князем Владимиром христианства и уносили с собой только самое ценное. В том числе и уникальную скульптуру.
Комар и Хамайко приводят и другие доводы — к примеру, исследование камня, из которого сделан идол, показывает, что он не лежал в воде 9 веков, а попал в реку в первой половине XIX века. Об этом говорит количество прослоек кальцитовых отложений. На что сторонники истинности артефакта отвечают, что идол мог быть закопан в землю на берегу, и лишь в XIX веке его подмыло и он оказался в воде.
Кто бы из ученых ни был прав, идол уникален в любом случае. Хотя бы тем, столько споров он вызывает у специалистов и любителей истории. И тем, сколько внимания он привлек к изучению дохристианских славян.
Марина ВИКТОРОВА