Вьетнам: Дети Дракона и Феи
Это небольшое государство тянется на 1600 км вдоль восточного побережья полуострова Индокитай. Местные жители худощавые и небольшого роста, но эти люди любят улыбаться, всегда готовы оказать помощь и с удивительным гостеприимством встречают друзей. Даже не верится, что почти вся история этой страны связана с постоянной борьбой за независимость.
Название страны Вьетнам происходит от двух составляющих — «вьеты» (наименование нации) и «нам» (юг). Впервые оно встречается в творениях местных поэтов XV! века. Вьеты — это народность, которая с давних времен являлась коренным населением данной территории. Согласно народному преданию, предками вьетов была супружеская пара — Лак Лонг Куан и Ау Ко.
Адам и Ева из сказки
Ау Ко была молодой прекрасной феей, которая жила высоко в горах. Она странствовала и лечила всех, кто нуждался в этом, ибо была искусна в исцелении. Однажды ее напугало чудовище, и она бросилась прочь, обратившись в журавля. Это увидел сын морского дракона Лак Лонг Куан. Он вырвал из земли скалу и убил чудовище. Когда же Ау Ко остановилась посмотреть, кто ей помог, она снова обернулась феей и влюбилась в своего спасителя. В результате они поженились и вскоре родили мешок с сотней яиц. Через некоторое время из них появились на свет сто детей.
Однако семьи так и не получилось: мужа, который был властелином водной стихии, всегда тянуло в море, а его жена предпочитала находиться в горах. В итоге Лак Лонг Куан сказал супруге: «Я из рода драконов, ты из рода фей. Хотя мы и любим друг друга, нам нужно расстаться и разделить детей поровну». Так они и сделали: пятьдесят сыновей ушли с отцом к морю, а вторая половина сыновей ушла с матерью и поселилась в горах.
Подчинив себе прибрежные равнины, Лак Лонг Куан посадил на престол старшего сына, провозгласив его королем Хунг, а страну назвал Ванлангом (нынешний Вьетнам). Тогда же он научил людей пахать и сеять, выращивать рис, а Ау Ко показала им, как сажать тутовые деревья и разводить гусениц шелкопряда. Она же рассказала людям про сахарный тростник и его сладкий сок. С тех пор вьетнамцы считают себя потомками дракона и феи.
Легенда и история
Но это легенда. Археологические находки свидетельствуют, что самые первые жители Северного Вьетнама появились здесь около 500 тысяч лет назад, а местное население, возможно, занималось сельским хозяйством уже за 7 тысяч лет до н. э.
Ванланг — первое прото-государственное образование древних вьетов (VII-III вв. до н. э). Что же касается королей династии Хунг, то они заботились о благосостоянии своего государства: налаживали ирригационную систему и активно развивали рисоводство. Обретение Ванлангом могущества способствовало последующему объединению вокруг него других племен. Точные границы союза Ванланг неизвестны, хотя и установлено, что его столица располагалась на северо-западе от современного Ханоя.
В результате в северной части современного Вьетнама — Бакбо — образовалось мощное племенное объединение. Однако оно не могло чувствовать себя спокойно. На севере уже набирала вес великая Поднебесная империя, которая вскоре начала проявлять повышенный интерес к плодородным южным землям. Поэтому перед Ванлангом уже на раннем этапе его развития возникла необходимость в контактах с ближайшими соседями — населением гор.
И хотя сказание о драконе Лак Лонге и птице-фее Ау Ко — всего лишь легенда, оно таит в себе глубокую истину. Горная и равнинная части древнего Вьетнама были заселены этнически родственными народами, которые воссоединились в III веке до н. э. Основной причиной объединения стала нарастающая угроза с севера — со стороны Китая, где к власти пришел клан Цинь во главе с императором Цинь Шихуанди.
Народы гор и равнин вынуждены были объединить свои усилия для встречи новой опасности с севера. На месте Ванланга образовалось государство Аулак, просуществовавшее несколько десятилетий. Во II веке до н. э. страна была захвачена китайской династией Хань, и с тех пор Вьетнам попал под владычество китайских феодалов на более чем десять столетий.
В X веке Вьетнам завоевал свою независимость и получил название Дайвьет. В те времена приходилось вести непрерывные войны против нашествий со стороны китайских и монгольских феодалов. Позже вьеты сражались с французами и американцами. И, как правило, успешно: войны заканчивались блестящими победами, и после каждой из них Вьетнам становился все сильнее и начинал новый этап в развитии.
Барабаны Донгшона
Уже в бронзовом веке на севере Вьетнама родилась единая и самобытная донгшонская культура — первая цивилизация Индокитая. Широкую известность она получила благодаря уникальным бронзовым барабанам. Показательно, что один из первых барабанов был обнаружен русским ученым-востоковедом Голубевым, переехавшим во Францию и 16 лет проработавшим во Вьетнаме.
В мае 1925 года, находясь в провинции Тханьхоа, он купил небольшую бронзовую вещицу, которая привлекла его внимание своей великолепной древней патиной. Из расспросов выяснилось, что вещица была найдена вместе с другими бронзовыми предметами недалеко от деревни Донгшон, на правом берегу реки Ма. Из-за недостатка времени ученый не смог тогда осмотреть указанное место, но, вернувшись в Ханой, сообщил о находке археологам.
На следующий год в Донгшоне начались раскопки, которые велись затем в течение нескольких лет, принеся небольшой деревеньке мировую известность. Здесь были обнаружены многочисленные захоронения тогда еще неизвестного типа. На небольшой глубине находились кости людей и среди них разнообразные бронзовые предметы, в том числе и так называемые бронзовые барабаны.
Один из таких барабанов уже был в музее Луи Фино в Ханое, но его привезли из какой-то пагоды, расположенной в Тонкинской провинции Ханам, и тогда его появление не вызвало особого интереса и отклика ориенталистов. Теперь же, после раскопок, все находки поступили в Музей Фино, где их изучением и занялся Голубев. А в 1930 году вышла в свет его работа, где он описал новую донгшонскую культуру.
Под пытливым взглядом исследователя «ожили» изображения на дисках донг шонских барабанов. Ему удалось доказать, что сцены и композиции орнамента отражают магические церемонии, связанные с поклонением духам предков и тотему-птице. Сам же бронзовый барабан служил для вызова этих духов аналогично монгольским шаманским барабанам, тибетским гонгам или японским бронзовым колоколам дотаку.
Трудолюбие и упорство
Трудолюбие — ключевая черта вьетнамцев. Их основное занятие — пашенное заливное рисоводство. В стране выращивают более 200 сортов риса. Из ремесел особенно развиты ткачество, вышивка, плетение и роспись по лаку. Деревни окружены живыми бамбуковыми изгородями и имеют уличную планировку. Жилища вьетов каркасные, главное место в доме — алтарь предков.
Внутреннее убранство в домах скромное и состоит из нар, ларей для хранения утвари, циновок и гамаков. До сих пор используется посуда из бамбука и кокосовой скорлупы. Основная пища вьетов — рис, овощи, рыба, соевые соус и молоко, а также суп из рисовой лапши. Распространены курение табака, жевание бетеля и обычай чернения зубов.
Вьетнамцы устраивают регаты, которые должны умилостивить водных духов, которые ушли в море с отцом Лак Лонг Куаном. При этом их лодки напоминают тело змеи, а носовые части украшены изображениями дракона. Местные жители уверены, что духи такие же азартные, как и люди. Поэтому в благодарность за интересные состязания они поддерживают нужный уровень воды в реке и посылают обильный урожай.
На такой земле не могли не родиться стихи и песни. Они рождались в народе под обаянием природы, сплавленной из буйства красок и акварельной мягкости оттенков и полутонов. Пели во Вьетнаме все, даже короли. Известно, например, что вьетский государь Ле Дай Хань в 985 году, принимая во дворце посла сунского императора, «самолично затянул песнь приглашения к винопитию». Этим он чрезвычайно удивил чопорного китайского вельможу. По его словам, в тот момент государь ничем не отличался от рядового крестьянина.
Евгений ЯРОВОЙ