«Расчлененка» в древней Иордании
Похоронные ритуалы, имевшие место быть 9 тысяч лет назад в поселении Шкарат Мсайяд, озадачили даже привыкших ко всяким необычайностям археологов. Если судить по последним находкам, у древних покойников была довольно беспокойная «жизнь».
Шкарат Мсайяд — поселение земледельцев эпохи неолита, найденное в Иордании, в 16 километрах от знаменитой Петры. Раскопки тут ведутся с 1999 года силами датско-иорданской археологической экспедиции (Shkarat Msaied ? University of Copenhagen). Ранее недалеко от Шкарат Мсайяд были обнаружены другие неолитические поселения – Баджа, Баста и Бейда, — но ничего аналогичного находкам в Шкарат Мсайяд учёным прежде не попадалось.
В представлении археологов, местные похоронные обычаи в эпоху докерамического неолита выглядели так: сначала обитатели Шкарат Мсайяд дожидались, когда тело усопшего разложится до костей, после чего подвергали скелеты очень нестандартным манипуляциям. Останки разбирали на составные части, потом кости сортировали по типу, получившиеся «наборы» складывали в погребальные камеры (выложенные камнем углубления в полу) и, наконец, накрывали всю конструкцию каменной плитой и землей. Все кости находились под полом жилых зданий.
Очевидно, различные этапы ритуала происходили в различных местах, то есть останки усопшего в разобранном виде некое время путешествовали по всему поселению. «Я уверена, что перед захоронением в доме трупы были полностью либо практически полностью доведены до состояния скелета», — сказала антрополог Мари Луиза Йорков (Marie Louise Jorkov) из Копенгагенского университета в интервью сайту Haaretz. Иначе, пояснила Йорков, запах разложения внутри дома был бы невыносимым. К тому же аналогичный способ захоронения разрешает разместить в одном саркофаге останки сходу нескольких человек.
По последним данным, обнаруженные в Шкарат Мсайяд «разобранные» скелеты принадлежали 70 различным индивидуумам. «Мы пока что не знаем, кем друг другу приходились люди, погребённые вместе. Если они не были родственниками, то непонятно, по какому принципу кости отбирались для совместного захоронения. По всей видимости, в момент погребения в Шкарат Мсайяд трупы располагались на различных стадиях разложения – это может указывать на то, что не все умершие были жителями поселения. Возможно, трупы приносили сюда из других мест, чтобы после погребения усопшие могли стать частью общины», — поделился своими предположениями Мориц Кинсель (Moritz Kinzel), глава экспедиции с датской стороны от Отделения межкультурных и региональных исследований Копенгагенского университета.
Самая интересная особенность ритуала — сортировка костей. Практически все скелеты были разобраны на «типовые части» – к примеру, в одном «наборе» были лишь черепа, в другом – лишь длинные кости ног, и так далее. Такие «наборы» потом хоронили под полом жилых зданий.
«Погребение мёртвых внутри дома либо рядом с ним обычно указывает на то, что живые желают держать своих мертвецов в окрестностях. Возможно, таким образом они разрешали усопшим оставаться частью повседневной жизни общины», — считает Йорков.
Но есть и другая версия: «Разделяя тела на составные части, живые желали убедиться, что мёртвые уже не возвратятся – ни в своём облике, ни в виде кого-то вроде зомби», — добавляет Кинсель.
И это ещё не все. Некоторые покойники Шкарат Мсайяд не знали покоя даже после погребения в каменных ямах. «Многие кости извлекали, переносили и снова хоронили, но уже не упорядоченно, а в каком-то неряшливом подобии братской могилы. Мы думаем, что процесс проходил в пару этапов. Сначала кости сортировали, затем их перетаскивали из одного саркофага в другой, где они какое-то время лежали в полном беспорядке, а на последнем этапе кости и вовсе сбрасывали в погребальную мусорную яму, иначе не назовёшь. Тем не менее даже эти «могилы-свалки» располагались внутри жилых зданий», — рассказывает Мориц Кинсель.
Если посмертная жизнь обитателей Шкарат Мсайяд пока что остаётся загадкой, о жизни живых общеизвестно больше. 9000 лет назад общество эпохи неолита переживало переломный момент: охотники-собиратели, приспособившиеся кочевать с места на место, начали постепенно осваивать оседлую жизнь и основы земледелия. Ни сытной, ни лёгкой их жизнь не была. «Первичный анализ костей выявил наличие у взрослых артроза ? следствия занятий тяжёлым физическим трудом, а у детей – признаки постоянного недоедания», — говорит Йорков.
9000 лет назад жители этих мест не единожды пытались одомашнить овец и выращивать культурные растения, но полноценными земледельцами они ещё не были. При этом поведение жителей явно говорит о том, что коллективная память и осознание принадлежности к единому сообществу уже начали формироваться, считает Кинцель.
Древние обитатели Шкарат Мсайяд проживали в круглых каменных домах пока что археологи раскопали 26 из них. В одном из зданий была найдена лестница, древнейшая из известных на сегодня. » В том доме мы нашли две лестницы. Одна ведёт вниз, в жилую комнату, вторая – наверх, вероятно, на крышу», — поведал Кинсель.
Учёные считают, что крыша играла особую роль в повседневной жизни этих древних людей. По всей видимости, они проводили бoльшую часть дня на крышах ? там и света больше, чем внутри дома, и дым из очага практически не беспокоил. Эту версию подтверждает тот факт, что на полу жилищ археологи практически ничего не нашли – ни игл, ни ножей, ни скребков, которые бы говорили о какой-то домашней деятельности. «Это напоминает образ жизни современных бедуинов. Они тоже проводят больше времени снаружи, чем внутри жилища. Вообще, привычка располагаться днём в помещении появилась у людей относительно недавно», — поясняет Кинсель.
Кроме «бродячих костей», археологи наткнулись на другой загадочный объект. В каждом из 26 раскопанных зданий имеется небольшой круглый колодец, заполненный белой порошкообразной массой. Для каких целей применялся этот порошок, учёные пока что не смогли определить. А всё непонятное принято относить к религиозным либо обрядовым практикам.
«Белый порошок, возможно, — жжёный известняк. Но его назначение мы пока что не понимаем. Анализ содержимого не дал чёткой картины, нам сложно интерпретировать итоги», — признался Мориц Кинсель.
Кинсель именует находки в Шкарат Мсайяд редкими. Ранее археологи нашли нечто аналогичное – по стилю и количеству захоронений – только лишь на территории современной Турции, в неолитических поселениях Невалы-Чори и Чайеню (знаменитый «дом черепов»).
Могила Вампира в Болгарии
Стоит отметить, что подобные средневековые захоронения ученые находили не только в Польше, но и в Болгарии. Там были обнаружены останки погребенных людей с кольями в груди и перебитыми ногами. Местные жители проделывали все это с телами самоубийц или людей, умерших при необычных обстоятельствах. Они считали, что именно такие покойники становятся вурдалаками, поэтому старались обезопасить себя от нежити.
Болгарские археологи нашли захоронение, которое получило название «могила вампира». В ней ученые обнаружили человеческий скелет с торчащим между ребер металлическим лемехом от плуга. Откопал эту могилу человек, которого прозвали болгарским Индианой Джонсом, пишет Telegraph.
Профессор Николай Овчаров всю жизнь посвятил загадкам древних цивилизаций. Он работал на раскопках Перперикона – древнего города, который находится на юге Болгарии, недалеко от границы с Грецией. Люди жили в этом месте еще за пять тысяч лет до нашей эры. Но нашли его только 20 лет назад. В городе обнаружились остатки храма греческого бога Диониса, а также цитадель, которая располагалась на вершине холма, различные укрепления и святилища. К тому же, археологи обнаружили здесь несколько «вампирских могил».
На прошлой неделе профессор Овчаров заявил, что обнаружил хорошо сохранившееся средневековое захоронение. «Мы не сомневаемся, что здесь мы в очередной раз столкнулись с ритуалом защиты от вампира», – сказал он. Ученый пояснил, что человеку, которого считали вампиром, после смерти забивали в грудь металлический кол. Люди верили, что это не позволит мертвецу восстать из могилы и нанести вред живым. По словам профессора, зачастую вампирами признавали тех, кто умер при необычных обстоятельствах – например, покончил с собой.
Как выяснилось, скелет представляет собой останки мужчины в возрасте от 40 до 50 лет. Кстати, этому «вампиру», похоже, не только вбили в грудную клетку килограммовый лемех от плуга. Его левая нога ниже колена была найдена в стороне от других частей скелета. Видимо, люди, которые жили в первой половине XIII века решили таким образом дополнительно обезопасить себя от вурдалака.
Это не единственная интересная находка, которую обнаружили профессор Овчаров и его коллеги. Недалеко от «вампирской могилы» они нашли захоронение женщины и маленького ребенка. Положение их останков напоминало позу Девы Марии с младенцем на руках. Ученые считают, что местные жители захоронили мать и ребенка таким образом, чтобы обезопасить себя от чумы, которая в те времена выкашивала целые города.
В 2012 и 2013 годах археологи нашли «вампирские могилы» недалеко от Созополя, в 200 километрах от Перперикона.