Загадки острова Мальта. Часть 3
Загадки острова Мальта. Часть 3.
Создателей так называемой мальтийской храмовой цивилизации можно считать отличными строителями. Их постройки, выражаясь современным языком, отличаются прекрасно продуманной антисейсмичностью. Древние мастера заранее готовили свои сооружения к неожиданным катаклизмам. Стены храмов образованы из хаотично вмурованных больших камней. Но в этом «хаосе» есть свой замысел. При подземных толчках колебания почвы зигзагообразно распределяются по составным частям таких стен, не разрушая их. Сооружение лишь слегка растрескивается.
Близ Мдины находятся и другие загадочные исторические объекты — гигантские пещеры. В катакомбах учеными обнаружены следы пребывания не только древних греков и ранних христиан, но и человека эпохи неолита и бронзы. В этих катакомбах, упоминавшихся еще Гомером, обнаружены огромные залы с алтарями и жертвенниками, склепы, бани, комнаты для пиршеств.
Пещеры поражают своей разветвленностью и длиной. Часть из них — это искусно сделанный людьми лабиринт с тупиками и ложными ходами.
Археологи убедились, что подземные коридоры пронизывают весь остров из конца в конец. Существовал, например, проход из Мдины в Ла-Валетту. Словом, катакомбы были огромным подземным городом.
В наши дни исследование катакомб уже связано с большими трудностями. В годы второй мировой войны остров подвергался варварским налетам итальянской и немецкой авиации. Большинство пещер полностью разрушено. Засыпаны обломками скал пещеры, где обитали люди VI тысячелетия до н. э. Погибли византийские подземные церкви с настенной живописью. Взрывами бомб разбиты стены одного из коридоров, где находились загадочные фигурки, напоминающие одновременно древнеегипетское и критское рисуночное письмо. За несколько лет фашизм нанес здесь мировой культуре больший урон, чем все землетрясения за много тысячелетий.
Если идти от Мдины к морю, то зеленые луга, усеянные маками, сменит каменистое плато. Тут тоже есть над чем поразмыслить. В сторону моря идут глубокие двойные борозды, сделанные явно руками человека. Канавки достигают глубины 40-50см. С воздуха они кажутся густой сетью параллельных линий. Невольно напрашивается аналогия с железнодорожной колеей. Расстояние между канавками выдержано довольно точно. В среднем оно равно 137 см.
Самое удивительное, что эти канавки-колеи на ряде участков совершенно прямые, то есть прорубались в грунте с помощью совершенных приспособлений. Кое-где колеи сливаются и пересекаются, как рельсы на современных железных дорогах. Аэрофотосъемка показала, что не все колеи обрываются на берегу моря. Большая часть продолжается и на дне моря, уходя далеко от острова.