Астрономия догонов
Красной звездой называли планету Марс древние народы. И не случайно она получила имя бога войны. Но вот что 2 тыс. лет назад писал римский философ Луций Анней Сенека: “Краснота Собачьей звезды глубже, Марса — мягче, ее совсем нет у Юпитера…” Собачьей звездой он именовал Сириус — альфу Большого Пса. Сегодня упоминание о красном цвете Сириуса может показаться по меньшей мере странным: не надо быть специалистом-астрономом, чтобы найти на ночном небе эту яркую бело-голубоватую звезду. Судя по сочинениям персидского астронома Аль-Суфи, такой она была и в X веке н. э. А несколькими столетиями ранее выдающийся астроном древности Птолемей в своем “Альмагесте” включил Сириус в список красных звезд.
Эта загадка более ста лет привлекает внимание ученых. Одни специалисты видят причину таких расхождений в ошибках переписчиков древних текстов, полагая, что Сириус на памяти человечества всегда оставался неизменным. Другие склонны признать возможность больших изменений, происшедших с Сириусом за ничтожно малый по космическим масштабам срок — 700 — 800 лет.
Советский астроном Д.Я.Мартынов в статье, опубликованной в журнале “Земля и Вселенная” (№ 1, 1976), рассмотрел вероятные механизмы таких изменений и пришел к выводу, что Сириус В, спутник самой яркой звезды нашего неба, в начале нашей эры взорвался как Сверхновая. Точнее, как “полусверхновая”: “настоящая” сверхновая, взорвавшись так близко от Земли, стала бы одним из грандиознейших небесных явлений в истории человечества. До взрыва Сириус В был красным гигантом, что и обусловливало цвет всей системы Сириуса. После взрыва он превратился в белый карлик — исключительно плотную звезду размером с планету Уран.
Аналогичное предположение выдвинул английский астроном У. Х. Мак-Кри. Он обратил внимание на то, что в мифах африканского народа догонов говорится о двойственности Сириуса. Поскольку Сириус В сейчас невооруженным глазом увидеть невозможно, остается предположить, что еще относительно недавно соотношение масс этих двух звезд было существенно иным и спутник Сириуса был заметен без оптических приборов. Обращение к мифологии догонов в поисках разгадки тайны “красного Сириуса” оказалось отнюдь не бесполезным… Дело в том, что у них сохранились сведения о взрыве Сириуса В. И не только об этом…
Потомки Лебе
Догоны — это небольшой (численностью примерно 300 тыс. человек) земледельческий народ, живущий в основном на плато Бандиагара (Республика Мали). В его состав входят четыре племени — ару, дион, оно и домно. Хотя догоны уже более пятисот лет назад входили в состав крупных западно-суданских государств, они во многом сохранили самобытность и своеобразие своей культуры. Они успешно противостояли как исламизации, так и обращению в колониальный период в христианство.
Этому во многом способствовала территориальная изолированность догонов. Но времена меняются, и обитатели плато Бандиагара все в большей мере начинают принимать участие в жизни и развитии Республики Мали. Среди видных деятелей культуры этой страны есть и представители народа догонов — врач Сомине Доло, писатель Ямбо Улогуэм и др.
Изобразительное — искусство догонов включает наряду с масками также деревянную скульптуру и систему графических знаков. Письменности в обычном понимании у них нет, но есть комплекс знаков, с помощью которых иллюстрируется история Вселенной и человеческого рода. Эти знаки делятся на следующие группы с возрастающей степенью абстрактности:
1 тойму — рисунки, максимально приближенные к реальности;
2 тону — “облик”, “схема”, “эскиз” представляемого предмета или существа;
3 нала — зародыш, “начало” предмета, его смутный образ, составленный из немногочисленных точек;
4 буммо — абстрактный символ сущности предмета или явления, как такового.
Но догоны бережно хранят свои древние традиции. В религиозных воззрениях этого народа главную роль играет культ предков, особенно Великого предка Лебе, родоначальника всех четырех племен. Раз в 60 лет торжественно отмечается праздник Сиги, на котором обновляется маска Имина-на, рассматриваемая как воплощение почитаемого предка Дионгу Серу. Вообще искусство изготовления масок и связанные с масками ритуалы достигли у догонов высокого развития. Судя по всему, это весьма архаическая традиция, связанная с далеким прошлым народа.
Самобытность культуры догонов давно привлекала внимание ученых-африканистов. Профессор Марсель Гриоль, глава французской школы африканистики, долгие годы изучал быт и мировоззрение этого народа. В исследованиях принимали большое участие и его коллеги — Жермена Дитерлен, Женевьева Калам-Гриоль, Монтесерра Пало-Марти, Доменик Заан и др. Результатом этой большой работы стала книга “Бледный Лис”, первый том которой вышел в свет в 1965 г., уже после смерти профессора Гриоля.
В “Бледном Лисе” французские ученые изложили и прокомментировали мифы догонов о сотворении Вселенной и истории человеческого рода. Эта мифологическая система оказалась весьма оригинальной и во многом отличающейся от более ранних версий, опубликованных М. Гриолем в ряде монографий и статей. В чем же причина этих отличий?
Мировоззрение догонов близко взглядам ряда окружающих их народов — бамбара, бозо, моси, груси, малинке и др. В преданиях всех этих народов говорится, что предки их некогда жили в Стране Манде, откуда впоследствии перекочевали в нынешние районы обитания. Судя по всему, у этих преданий есть реальная историческая основа и народы эти родственны. Близки их условия жизни, быт, культура. Крупнейший народ этой группы — бамбара (около 1 млн. человек) наряду с догонами был предметом особого внимания этнологов. Все же мировоззрение догонов известно нам сегодня значительно лучше, чем мировоззрение бамбара, не говоря уже о других народах, вышедших из Страны Манде.
Африканская мифология в целом, особенно мифология народов Западного Судана, многослойна и “полифонична”. Объясняется это в первую очередь существованием активной жреческой прослойки, приложившей немало усилий для приведения мифов в достаточно строгую систему. Но отнюдь не все стороны этой системы открыты постороннему. У народов Западного Судана получил большое развитие институт тайных обществ (характерный и для всей Тропической Африки), члены которых хранили скрытые, эзотерические знания, недоступные для непосвященных.
У догонов подобные функции выполняет Ава — Общество масок, каждый член которого имеет свою особую маску и принимает активное участие в религиозных церемониях, особенно в церемонии Сиги. На этом празднике избираются сановники Общества масок — олубару, которые обучаются тайному языку сиги со и которым только и известны эзотерические предания.
В работах этнологов чувствуется неподдельное восхищение сложностью и глубиной духовной культуры догонов. Профессор Гриоль даже пришел к выводу, что у них существует философская система, не уступающая системе Платона. Догоны оценили искренность намерений Марселя Гриоля, и решением совета патриархов он был допущен к посвящению в тайное знание.
Расширяющаяся Вселенная догонов
Земное пространство имеет четыре стороны, небесное — четыре угла. В небесном пространстве находится бог Амма. Он существовал и тогда, когда не было ни Вселенной, ни пространства, ни времени, и представлял собой… четыре сомкнутые ключицы.
На языке догонов — дого со — слово амма означает “держать что-то на одном месте, сильно сжимая”. Таким образом, мы имеем дело с “яйцом мира” — представлением, известным и по мифам других народов мира. Это яйцо сжато и содержит в себе “перемешанные” (по отдельности не существующие) пространство и время, а также четыре основных элемента.
Амма, по словам догонов, “был сам как бы спиральным движением внутри яйца — огоро гунну”. Под воздействием этого спирального движения возникло мельчайшее зернышко по (фонио). Оно помещалось в центре, “крутилось и излучало частицы материи в звуковом и световом действии, оставаясь, однако, невидимым и неслышимым”.
В зерне по Амма построил всю Вселенную. Затем произошло открытие “глаза Аммы”, и будущие вещи, двигавшиеся по спирали внутри по, стали выходить наружу. Сохраняя свое спиральное движение, они предвосхитили будущее появление “спиральных звездных миров”, или “пределов места”, — Йалу уло.
Термин “йалу уло” обозначает Млечный Путь — звездную систему, в состав которой входит Земля и которая вращается по спирали. Таких “пределов места” существует огромное количество. Спиральные звездные миры заполнят Вселенную — “бесконечную, но измеримую”.
На этом этапе творения “яйцо мира” было пока еще замкнуто. Чтобы “выпустить” мир наружу, Амма начал вращаться вокруг своей оси, в результате чего четыре соединенные ключицы разошлись и определили главные направления пространства. Всего Амма совершил 14 оборотов, создавая за каждый оборот одно небо и одну Землю, но. число 14 символизирует собой бесконечность.
Догоны говорят: “Крутясь и танцуя, Амма создал все спиральные звездные миры Вселенной”. Вслед за этими мирами были созданы все прочие вещи, и в первую очередь семена различных растений. Звезды и зерна рассматриваются догонами как “близнецы”, поэтому многие небесные светила имеют наименования растений.
После того как Вселенная была “развернута”, Амма создал первое живое существо — Номмо анагонно. Описывается это существо по-разному: то как получеловек, полузмея с гибкими конечностями без суставов, красными глазами и раздвоенным языком, то просто как рыба. Этот Номмо размножился, и получилось четыре Номмо — Номмо ди, Номмо титийан, О Номмо и, наконец, Ого, существо весьма беспокойное.
Не дождавшись завершения строительства Вселенной, он наскоро соорудил “ковчег” и “низринулся в нем в пространство”, намереваясь “взглянуть на мир”. Этим Ого внес в мир беспорядок и нарушил планы Аммы. Ого вернулся к своим близнецам, но затем снова дважды отправлялся в путешествие и в конце концов спустился на Землю. Подробнее эти странствия четвертого Номмо мы рассмотрим ниже; пока же заметим только, что Амма, возмущенный выходкой Ого, собрал все созданное им и поместил в зерно по.
Для “очищения” Вселенной оказалось необходимым принести в жертву одного из Номмо, а именно О Номмо. После его воскрешения Вселенная приобрела свойственный ей пространственно-временной характер, и небесные светила начали свое движение. Затем зерно по в быстром вращении выплеснуло из себя “спрятанные” в нем вещи и тем самым дало рождение миру, подобно тому как это сделал сам Амма на первом этапе творения. Поэтому догоны говорят о двух основных этапах создания Вселенной — “работе Аммы” и “работе по”.
Часть содержимого этого “зерна” оказалась в ковчеге, построенном воскресшим Номмо. Заметим, что изображение ковчега Номмо символизирует собой и всю Вселенную в целом. На этом завершается творение мира, после чего четыре ключицы Аммы вновь сомкнулись, Амма “закрылся”, приняв свою первоначальную форму.
Информация о взрыве Сириуса В исходит от догонов.
Вернемся к гипотезе о “красном Сириусе”. Единственная известная в настоящее время информация о взрыве Сириуса В исходит именно от догонов. Олубару сообщили французским исследователям, что вскоре после появления людей на Земле спутник Сириуса — звезда По — внезапно вспыхнула, а затем начала постепенно тускнеть и через 240 лет стала совершенно невидима.
Еще в 1950 г. М.Гриоль и Ж.Дитерлен обратили внимание на необычные представления догонов о Сириусе: эта звезда считалась тройной, главный компонент именовался Сиги толо, а спутники его — По толо и Эмме йа толо. Причем вокруг Эмме йа толо якобы вращались еще два спутника — Ара толо и Йу толо.
Здесь следует заметить, что догоны делят все небесные тела на планеты, звезды, спутники звезд и спутники планет. Хотя в повседневной речи все они именуются “толо”, но, строго говоря, толо — это только звезды, планеты же — толо таназе (звезды, которые движутся). Первые входят в “семью звезд, которые не обращаются (вокруг другой звезды)” — толо дигилеле тогу; вторые — в “семью звезд, которые обращаются” — толо гону тогу.
Спутники называются толо гонозе — “звезды, которые описывают круги”. Точность и четкость этих представлений поразительна (не забудем, что речь идет о народе, чьи обычаи и мифология носят печать глубокой древности). Но еще более загадочен тот факт, что характеристики звезды По ни в чем существенном не отличаются от характеристик Сириуса В, которые были определены относительно недавно с помощью весьма совершенных астрономических приборов.
Прежде всего, по представлениям догонов, звезда По — белая, как зерно по (фонио). В святилищах догонов эта звезда символизируется очень белым камнем. Период обращения По толо вокруг Сиги толо составляет 50 лет (современные данные: 49,9 года). Эта звезда имеет небольшие размеры при огромном весе и плотности: “Она — самая маленькая и самая тяжелая из всех звезд”.
Согласно воззрениям догонов, все вещи в мире состоят из четырех основных элементов — земли, воды, воздуха и огня. В По толо элемент земля заменен металлом сагала. Этот металл “столь тяжел, что все земные существа, объединившись, не смогли бы поднять и частицы”. Небольшой предмет из металла сагала “весил бы столько же, сколько 480 ослиных нош” (примерно 35 т). Вот почему, заключают догоны, звезда По такая тяжелая, а учитывая, что она совсем маленькая, — и столь плотная. Хотя число 480 употреблено здесь лишь как синоним “очень большого”, но можно вспомнить, что, по современным данным, плотность Сириуса В составляет около 150 кг/см3.
Можно ли лучше описать белый карлик Сириус В: белая, очень плотная звезда, период обращения которой вокруг другой звезды составляет столько-то лет! Кстати, и представление о характере вещества, из которого состоит По толо, имеет свои аналоги современной науке. “В отличие от других звезд, вещество которых находите в состоянии плазмы, белые карлики вправе иметь структуру твердого тела. Белый карлик может походить на глыбу сверхпрочного раскаленного металла”.
По толо почитается догонами как “самая важная звезда”, “символ происхождения Вселенной” и “центр звездного мира”.
Эта звезда не статичный центр, а “центр в движении”, ибо вращается вокруг Сириуса с момента “выхода” последнего. (”…Мы убеждены, — говорит профессор Мартынов в статье “Красный Сириус”, — что в двойной системе обе звезды образовались одновременно”.) По толо “поддерживает” другие звезды и заставляет их сохранять свои траектории. Особенно сильно звезда По влияет на Сириус, “который является единственной звездой, не следующей по правильной кривой, и который она отделяет от других светил, окружая собственной траекторией. Вот почему ее называют “опорой звезд” — толо ого”.
Нельзя не вспомнить, что именно из-за обнаруженных неправильностей в траектории Сириуса Ф. В. Бессель в 1844 г. предположил, что у него есть не видимый простым глазом спутник.
Но если тождество По толо и Сириуса В вряд ли можно подвергать сомнению, то с Эмме йа толо положение не столь просто. Современной астрономии второй спутник Сириуса неизвестен, хотя в течение последних десятилетий ученые разных стран высказывали предположение о существовании в этой системе еще одной звезды. Некоторые особенности системы Сириуса, казалось, говорили в пользу такого предположения, но наблюдениями оно пока не подтверждено.
Более того, исследования Дж. Л. Гринстейна, Дж.Б.Оука и X.Л.Шипмана позволили как будто объяснить эти особенности без привлечения гипотезы о втором спутнике. И все же небезынтересно представление догонов о том, что Эмме йа толо вращается вокруг Сиги толо по более длинной траектории, чем звезда По, а период ее обращения составляет те же 50 лет (другое число, сообщенное догонами французским исследователям, — 32 года).
Звезда Эмме йа несколько больше, чем По толо, и в 4 раза легче. Вокруг нее, как упоминалось выше, вращаются еще два тела — Ара толо и Йу толо, о которых известно лишь то, что период обращения Ара толо составляет 30 лет (ровно половину периода Сиги — основного праздника догонов). По своей “незаметности” эти тела скорее напоминают планеты, чем даже карликовые звезды. Современная астрономия, не зная второго спутника Сириуса, о его планетах речи, естественно, не ведет.
Астрономия догонов
По толо, “как и другие звезды, удалена от Земли, близко к которой находится только Солнце”. Сириус, вокруг которого она вращается, именуется “пупом мира” и играет главную роль в группе звезд, включающей созвездие Ориона и некоторое число близлежащих (на небосводе) звезд. К последним относятся Плеяды, “звезда Козьего Пастуха” — Энегерин толо (гамма Малого Пса), Тара толо (Процион) и др. Совокупность этих светил составляет “опору основы мира”. Кстати говоря, догоны вполне определенно различают видимое расположение звезд и их реальное положение в пространстве.
Сириус и другие звезды “опоры основы мира” составляют “внутреннюю” систему звезд, которая, по мнению догонов, непосредственно влияет на жизнь людей на Земле. “Внешняя” же система состоит из других, более далеких светил, “в меньшей степени вмешивающихся в человеческую жизнь”. Эта система включает в себя и Млечный Путь — один из множества “спиральных звездных миров” — йалу уло, в состав которого входит Земля.
О строении Солнечной системы догонам также кое-что известно. Правда, для них она состоит лишь из пяти планет — Венеры, Земли, Марса, Юпитера и, по-видимому, Сатурна. То, что олубару не знают об Уране и других внешних планетах, не столь уж странно, но почему им ничего не известно о Меркурии? Это тем более удивительно, что, например, к Венере догоны питают большой интерес и имеют отдельные наименования для каждой ее позиции на небосводе. При этом они упоминают так называемую “Йазу данала толо” — совсем маленькую звезду, “которая сопровождает Венеру”.
Французские исследователи интерпретировали ее как спутник Венеры, но вряд ли такой спутник мог остаться незамеченным для современных астрономов. Не произошла ли здесь какая-то путаница и не является ли Йазу данала толо Меркурием? А может быть, эта “путаница” говорит в пользу гипотезы о том, что Меркурий некогда был спутником Венеры?
Вместе с тем догоны знают, что Солнце вращается вокруг своей оси, а Земля “вертится вокруг себя и пробегает, кроме того, большой круг адуно дигили — “круг мира”, как волчок, вращение которого сопровождается еще и перемещением”. Луна — Ие пилу, по сведениям из эзотерической догонской мифологии, “сухая и мертвая” и вертится вокруг Земли.
У Юпитера — Дана толо или Дана банна толо — есть четыре спутника, изображаемых как четыре небольших камня рядом с камнем побольше (символизирующим планету). Хотя, по современным представлениям, у Юпитера не четыре, а 14 спутников, эти четыре — самые значительные по размерам (диаметр двух из них, Ганимеда и Кал-листо, превышает диаметр Меркурия). Остальные 10 спутников Юпитера несравненно меньше, чем Ио, Европа, Га-нимед и Каллисто, открытые Галилеем в 1610 г.
Что касается Сатурна, то отождествление с ним светила Йалу уло толо вызвало у французских исследователей некоторые сомнения. Это название означает “звезда Млечного Пути” и может в принципе иметь отношение к какой-то части последнего. Но догоны говорят, что у этого светила есть “постоянное гало”, отличающееся от того гало, которое можно иногда увидеть вокруг Луны. Не исключено, что речь идет о кольце Сатурна.
О жизни на планетах Солнечной системы догоны хранят молчание, но в существовании жизни в дальнем космосе они не сомневаются. “Спиральные звездные миры” рассматриваются как миры населенные. На “других землях”, по мнению догонов, есть “рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди”. Что касается растений, то, к примеру, семена тыквы и щавеля “перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути” и “проросли во всех мирах Вселенной”. Разумеется, понимать буквально эти сведения не приходится, но они ясно выражают твердую уверенность догонов в существовании жизни и разума вне Земли.
Откуда знания догонов — гипотезы и предположения
Каков же источник всех изложенных выше знаний догонских “посвященных”? Ясно, что речь может идти только о заимствованиях, ибо уровень технического развития догонов просто не позволил бы им узнать что-либо подобное без “помощи со стороны”. Обнаружить спутник Сириуса, определить его цвет, вычислить период обращения и плотность вещества, не имея астрономических инструментов, просто невозможно. Столь же невозможно “догадаться” о существовании во Вселенной множества галактик (”спиральных звездных миров”), возникших из “первоатома”.
Вспомним, что, хотя африканская мифология отнюдь не примитивна, исследователи склонны определять одну из наиболее характерных ее черт как “почти навязчивый геоцентризм” *. Возможно, это верно лишь по отношению к ее “экзотерическому” плану, но в любом случае “космоцентризм” изложенного в “Бледном Лисе” миропонимания догонов поразителен.
Итак, заимствование… Но у кого? Нет сомнений, что на протяжении своей истории и догоны, и другие родственные им народы испытывали самые разнообразные внешние влияния. Особенно сильным и длительным было влияние ислама. Но народы Западного Судана успешно противостояли этому давлению. Кроме того, высокий уровень средневековой арабской культуры все же явно недостаточен для объяснения загадки глубоких астрономических знаний догонов. С подобной системой взглядов в мусульманском мире мы нигде не встречаемся.
Можно попытаться поискать источники возможных заимствований в более глубокой древности. У. Х. Мак-Кри, к примеру, приписал знания о Сириусе В египетским жрецам, от которых оно могло попасть к догонам. Чтобы объяснение не выглядело надуманным, ему пришлось сделать это знание фиктивным, объявить спутник Сириуса миражом, возникающим при восходе этой звезды, совпадение периода обращения — случайностью, а вопрос о плотности По деликатно обойти (как, впрочем, и весь комплекс астрономических знаний догонов, включающий спутники Юпитера, кольцо Сатурна, “спиральные звездные миры” и т. п.) Тактика вполне естественная, ибо в противном случае загадка просто отодвигается в глубь веков, а не решается.
Влияние древнеегипетской культуры на культуру догонов, разумеется, вовсе не исключено. Об этом, по-видимому, свидетельствует важное значение, которое и догоны, и древние египтяне придавали гелиактическому восходу Сириуса — его первому восходу на фоне утренней зари. Но как могли узнать египетские жрецы о взрыве Сириуса В, который, судя по всему, произошел не ранее II в. н.э.?
Остается еще один вариант — считать источником заимствований современную европейскую цивилизацию. В конце концов при всем архаизме своей жизни догоны не могут не вступать в те или иные контакты с внешним миром. Но и это предположение встречается со значительными трудностями. Прежде всего По толо играет в мифологии догонов центральную роль, является символом всего творения…
Но Сириус В был открыт в 1862 г., а его необычно высокая плотность определена лишь перед началом первой мировой войны. Спиральные туманности впервые зарисованы У. Россом в середине XIX в., но то, что они состоят из звезд, доказано американским астрономом Эдвином Хабблом в 1924 году. Звезды Млечного Пути впервые увидел еще Галилей, но вращение нашей Галактики твердо установлено в 1927 г., ее же спиральная форма — лишь к 50-м годам двадцатого столетия.
Следовательно, возраст этих заимствований колеблется от 100 до 30 лет. Может ли целый народ основать свою мифологию только на недавних заимствованиях? А знания о космосе вполне естественным образом входят в эту мифологию. Даже в своем эзотерическом варианте она вовсе не может считаться систематическим курсом изложения научных взглядов на строение и эволюцию Вселенной.
Это именно мифология, для которой характерен “архаизм, можно даже сказать — рудиментарность, сохранившиеся до наших дней”. Например, небесные светила, столь точно описанные олубару, возникают при жертвоприношении Номмо из частей его тела и капель крови… Вот это-то и удивляет более всего: органическое сочетание двух, казалось бы, совершенно несочетаемых планов — религиозных воззрений стадии перехода “полидемонизма” в политеизм и точных, глубоких научных знаний.
Не исключено, правда, использование французскими этнологами при переводе не совсем корректной терминологии либо даже бессознательное “внедрение” ими отдельных современных терминов в язык догонов. Говоря о “сухой и мертвой” Луне, олубару, например мимоходом упоминают ее кратеры. В сравнении со “спиральными звездными мирами” и системой Сириуса удивляют не знания такого рода, а скорее, легкость употребления отнюдь не очевидного выражения (по крайней мере в переводе на французский язык).
Однако знания догонов отнюдь не идентичны тому, что нам известно о звездном мире сегодня. Мы знаем не пять, а девять планет в Солнечной системе. Кроме спиральных галактик нам известны галактики эллиптические и неправильные. Белые карлики — отнюдь не самые плотные звезды во Вселенной; плотность нейтронных звезд значительно выше.
У Юпитера не четыре спутника, а 14. Здесь знания догонов значительно уже знаний современной астрономии. Но уже о внеземной жизни догоны знают не “меньше”, их знания просто другие. И наконец, взрыв По толо и существование у Сириуса второго спутника… Начиная работать над проблемой догонов, авторы этих строк просто ничего не знали о гипотезах астрономов, предполагающих существование такого спутника. Поэтому сведения об Эмме йа толо нас весьма смутили. И только впоследствии, знакомясь с литературой по белым карликам, мы неожиданно “открыли”, что “смущаться” было нечего: гипотеза о втором спутнике Сириуса хотя и спорна, но отнюдь не нелепа. Значит ли это, что догоны “заимствуют” и гипотезы?
Наконец, зачем было догонам придумывать для второго спутника Сириуса в свою очередь еще два спутника? Нелогичность и внутренняя противоречивость гипотезы заимствования заставляет обратиться к “экзотическому” предположению о палеоконтакте с внеземной цивилизацией.
В самом деле, гипотеза палеоконтакта объясняет все изложенное достаточно просто и логично. На нее довольно прозрачно намекнул У.Х.Мак-Кри, поставив рядом со сведениями догонов о Сириусе сведения Джонатана Свифта о спутниках Марса: “Еще более странно то, что Свифт описал эти спутники как наблюдавшиеся с летающего острова Лапута, то есть по сути дела пилотируемой космической станции или орбитальной астрономической обсерватории”. Во второй своей статье он, однако, обошел эту точку зрения и предложил уже известную нам “гипотезу миража”.
Значительно откровеннее (и на пять лет раньше) высказал предположение о палеоконтакте известный английский исследователь и писатель У.Раймонд Дрейк. Он, однако, основывался лишь на знаниях догонов о Сириусе и не затрагивал прочих астрономических познаний этого народа.
Иначе подошел к этому вопросу французский исследователь Эрик Гэрье, выпустивший книгу, посвященную проблеме догонов. Она называется “Эссе на тему догонской космогонии: Ковчег Номмо”. Это подробный “палеоконтактный комментарий” к “Бледному Лису”. Не со всеми интерпретациями автора можно согласиться, но в целом это серьезная, аргументированная работа.
Разумеется, книга Гэрье не дает окончательных ответов на поставленные в ней вопросы, но ее общий высокий уровень, добротность использованного материала и убедительность аналогий между знаниями догонов и современными представлениями о Вселенной обратили на себя внимание во многих странах мира.
Несколько позже вышла еще одна книга на эту тему — “Тайна Сириуса” американского востоковеда Р. К. Г. Темпля. Автор ее, отталкиваясь от астрономических знаний догонов, попытался найти аналогичные, хотя и менее отчетливо выраженные сведения у других народов мира, и в первую очередь у древних египтян. Темпль пришел к выводу, что контакт с внеземной цивилизацией произошел в ранний период истории Египта, а догоны унаследовали знания египетских жрецов.
Ого со звезды По — общение с инопланетянами?
Вернемся к беспокойному и даже вредному существу, помешавшему планам Аммы. Этот четвертый Номмо, именуемый Ого и в отличие от других Номмо не представляемый в виде рыбы, несколько раз удирал в пространство и наконец попал на Землю. Здесь он превратился в “бледного лиса” Иуругу, который, собственно, и дал название замечательной книге Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен.
Один из рисунков, выполненных в типичной для догонов многозначной манере, изображает, среди прочего, и то, что “Лис спустился со звезды По”. Эрик Гэрье обратил внимание также на другой рисунок, на котором показаны Солнце и Сириус (причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца), соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил. Может быть, и не лишено оснований предположение Гэрье о том, что эта кривая представляет собой траекторию межзвездного перелета…
О звезде По говорится, что она (а равным образом и Сириус) первоначально находилась там, где сейчас находится Солнце. Последнее иногда именуется “опорой По толо”. Это можно понять как еще одно подтверждение прилета космического корабля с одной из планет системы Сириуса. (Но, видимо, не Сириуса А — быстро вращающейся высокотемпературной звезды. Такие звезды, по современным представлениям, планет не имеют. Возможно, Сириуса В (до взрыва?))
Впрочем, не один только Лис высаживался на Землю. Мы уже упоминали ковчег Номмо, в котором спустились с неба предки догонов и все необходимое для их жизни. Описания и изображения этого ковчега весьма многообразны. Чаще всего его представляют в виде корзины “тазу”, напоминающей усеченный конус, верхняя плоскость которого представляет собой квадрат, а нижняя — круг. По бокам конуса расположены лестницы, на которых при спуске удерживались люди, животные, растения и т. п.
Спускаясь, ковчег вращался, причем это движение поддерживалось “дыханием предков” через… сопло (la tuyere — во французском переводе). “Отверстие сопла есть большая дорога дыхания предков, спустившихся с высоты. Именно их дыхание помогало вращаться, чтобы двигаться и опускаться”.
Наконец ночью ковчег приземлился, “подняв воздушным вихрем тучу пыли”. Небесное пространство “о четырех углах” превратилось в земное пространство “о четырех сторонах”. Первым из ковчега вышел Номмо, а затем и все прочие существа. Амма поднял в небо цепь, поддерживавшую ковчег, и “закрыл” небо. “Люди, которые во время спуска и в момент удара при посадке видели блеск Сиги толо, присутствовали теперь при первом восходе Солнца, которое поднялось на востоке и с этого момента осветило Вселенную… Его подъем, дневное движение, заход свидетельствуют поэтому о прибытии ковчега и присутствии Номмо на Земле Лиса”.
Все описанное в какой-то мере говорит в пользу гипотезы о прилете из системы Сириуса, но не совсем однозначно. Речь идет по существу лишь о том, что в момент посадки ковчега все небесные светила двинулись по своим траекториям и был наконец-то завершен план Аммы. И все же упоминание о блеске одного Сиги толо во время полета и о том, что пассажиры ковчега увидели Солнце, только прибыв на Землю, многозначительно.
В качестве места посадки олубару называют озеро Дебо. Это, собственно, не озеро, просто большое углубление, заполняемое водой во время паводка на Нигере. На одном из островов этого озера есть изображение ковчега среди звезд. Ковчег представлен массивной каменной плитой, а звезды — отдельными покоящимися на возвышениях камнями.
И все-таки, несмотря на отдельные любопытные моменты, приходится заключить, что “контактные” мотивы в мифологии догонов весьма смутны. Есть и прямые несоответствия: так, местом посадки ковчега считается озеро Дебо, но ведь описанные события должны были происходить еще до ухода догонов из Страны Манде… И сам сюжет о появлении предков с неба для Африки не нов и не так уж необычен.
Как отмечает Б. И. Шаревская, в тех африканских религиях, “где сильно выражена сакрализация царей и знати, там обычно первопредки… приходят на землю прямо с неба”. Не имей догоны столь точных знаний о Вселенной, этот сюжет не привлек бы особого внимания в плане проблемы палеоконтакта. Но когда сообщается о звезде, невидимой без телескопа, точно описываются ее характеристики и говорится, что некто Ого прибыл с этой звезды, это невольно заставляет задуматься.
Сомнения и перспективы
Изучение астрономических знаний догонов, по нашему мнению, одно из самых перспективных направлений в разработке проблемы палеоконтакта. Гипотеза о “космических заимствованиях”, наиболее подробно разработанная Э. Гэрье и Р. Темплем, хорошо объясняет изложенные факты. Вместе с тем считать эту гипотезу доказанной, конечно, нельзя. Необходим поиск новых свидетельств, как в мифологии догонов, так и в независимых от нее источниках. С этой точки зрения привлекает внимание гипотеза Д. Я. Мартынова о взрыве Сириуса В в историческое время как “полусверхновой” звезды.
Сообщение догонов о том, что длительность повышенной яркости По толо составляла 240 лет, говорит в пользу этой гипотезы. Для “обычных” сверхновых звезд такие сроки не характерны.
В нашей стране с 1965 г. исследуются аномалии содержания радиоактивного углерода С в годичных кольцах живых и археологически датированных деревьев, чтобы обнаружить возможную связь таких аномалий со взрывами Сверхновых. Для Сириуса В, отдаленного от Земли всего на 8,7 светового года, надежность отрицательного результата была бы весьма высока, тем более что мы можем ориентировочно указать дату взрыва: между II и X вв. н.э. Вместе с тем отрицательный результат в данном случае не был бы решающим: мы слишком мало знаем еще о “сверхново-подобных” звездах, чтобы приписывать им те или иные характеристики.
Другая информация, поддающаяся проверке, — сведения о втором спутнике Сириуса. Как это ни парадоксально, неубедительность сведений о По толо заключается в том, что Сириус В уже известен современной науке (нельзя исключить возможность заимствования), а неубедительность сведений об Эмме йа толо — в том, что Сириус С ей неизвестен. Более того, многие астрономы склоняются к мысли о его отсутствии. Обнаружить этот спутник (не говоря уже о его планетах) значило бы сделать едва ли не решающий шаг на пути превращения гипотезы палеоконтакта в теорию.
Впрочем, не исключено, что убедительные свидетельства палеоконтакта есть и у самих догонов… Когда французские этнологи попытались узнать, каким же образом можно увидеть звезду По, олубару сослались на некую “пещеру”, из которой якобы видна эта звезда. Несмотря на дружбу с исследователями, догоны не показали им эту пещеру, но добавили, что там есть также и другие “основательные доказательства”. Что это за “доказательства”, пока неизвестно…
В. Рубцов, Ю. Морозов
Тайны древних цивилизаций