Древний мир

Непознанное

Космос

Древние города Африки — Аудогост

В 1748 г. некий Рокке Алькубьерре открыл Помпею. В 1970 г. французские археологи Жан Девис, Дениз и Серж Робер нашли Аудагост (современное название — Тегдауст). Вызволенная из пепла и лавы Помпея позволила лучше изучить историю Рима, а обнаруженный в песках Аудагост позволил воссоздать раннее африканское средневековье.

Оба эти открытия странно похожи. До Алькубьерре о Помпее знали лишь то, что о ней писали Сенека и Плиний.

До открытия французскими археологами об Аудагосте было известно лишь по нескольким фразам арабских историков. Но Алькубьерре знал, что Помпею надо искать у подножия Везувия, искатели же Аудагоста задавали себе вопрос: где же в пределах тысячекилометровой территории искать этот знаменитый город?

И все из-за ошибки Геродота! Отец истории боялся пустыни и называл ее ненаселенным пространством. Античные историки подражали ему в этом. А в результате тысячелетнего молчания цивилизация Сахары была предана забвению. Первые тексты датируют прибытие арабов в район Сахары VIII в. До этого же времени нужно угадывать исторические события по самым незначительным признакам.

К какой дате, например, отнести выплавку этого куска заржавленного железа, который был ножом? А для чего служила эта стеклянная чашечка? Чем занимался жилец дома почти без стен? Как понять арабского путешественника, рассказывавшего о шатрах Сахары?

Тут нужны самые различные специалисты. Историки, геологи, почвоведы, лингвисты, ботаники, антропологи, палеонтологи помогали археологам, руководившим изысканиями.

Мы пойдем по пути их исследований. Представьте нашу цивилизацию уничтоженную атомной бомбой, Европу, превращенную в пустыню! И вот исследователи-папуасы высаживаются там в 3000 году! В качестве основного документа они пользуются лишь старым экземпляром путеводителя, описывавшего роскошь Парижа. По этому источнику они находят столицу. Франции и восстанавливают ее историю. Это именно то, что сделали французские археологи в поисках города-призрака.

Первым рабочим источником было описание Аудагоста арабским историком ал-Бакри, жившим тысячу лет назад. Но что это за описание!

«Пышный город… Большая мечеть, есть и другие, намного меньше, в них священники читали Коран… Изящные, очень красивые дома… Люди живут в них очень удобно, владея большим имуществом… Из других мусульманских стран привозят сюда финики, сушеный виноград… Владыки и богачи едят пшеничный хлеб, другие жители питаются ячменем, землю возделывают мотыгами, посевы поливают из кожаных ведер. Черные рабы — великолепные повара, они стоят дорого, потому что умеют готовить вкусные сладости: ореховую нугу, медовые пирожные, конфеты…»

Женщины Аудагоста очень интересовали ал-Бакри: «Я видел одну из этих негритянок, лежавшую на берегу. Ее сын играл с нею. У нее была выразительная фигура с тонкой талией». Историк обобщает: «В Аудагосте встречаются молодые девушки с красивыми лицами, гибким телом, высокой грудью, тонкой фигурой, широкими плечами…»

Большое богатство, красивые жилища, хороший стол, всевозможная в ту эпоху роскошь. Но откуда она пришла?

Ал-Бакри уточняет, и мы идем по пути исследований археологов. «Покупки,- говорит он,- оплачивались золотым песком». Но историки знали единственную страну этого района, обладавшую золотом. Это была Гана. Следовательно, золото Аудагоста пришло из этого отдаленного района. Но почему?

Огромный город — не сновидение ли? Ибн-Хакал, другой арабский историк, говорит: «Владыка Аудагоста поддерживает отношения с властителем Ганы, более богатым сувереном, нуждавшимся в поддержании хороших отношений с владыкой Аудагоста из-за наличия у того соли, которая доставлялась в страны Ислама». Исследователи набрели на след: Аудагост — место, где скрещиваются соляные дороги и пути золота. Для накопления богатств города был необходим такой обмен.

«На базаре,- говорит ал-Бакри, — толпа такая плотная, а шум такой сильный, что с трудом слышишь соседа». Следовательно, Аудагост был торговым городом. Но историк ан-Миль приводит другие детали, драгоценные для изыскателей. Он говорит о «владыках и богатых людях», которые едят печеный пшеничный хлеб, в то время как «другие» ячменный. Он указывает: «Население состояло из зенетов (берберов-кочевников) и арабов, ненавидевших друг друга». Затем он дает перечень других племен, представители которых также жили в Аудагосте. Эти другие, несомненно, не пользовались роскошью, которой так восторгается ал-Бакри.

Лицо Аудагоста проявляется. Этот торговый город, с преобладанием арабских и берберских купцов, также был населен чернокожими. В 950 г., как говорит третий историк, город был в высшей степени пышным: «Ау дагост — единственный па свете город, который можно сравнить с Меккой». В словах араба X в. это высочайшая похвала.

Поразительно, что от большого города почти ничего не осталось. Он был стерт с лица земли. Но столица, имевшая такое значение, не исчезает, как сон.Где же находился Аудагост?

Перед тем как отправиться на розыски, французские археологи знали три вещи. Прежде всего, по свидетельству ал-Бакри, Аудагост находился в сорока двух днях пути от Тамальда. Висеите Монтей установил,что теперь это деревушка Тамуль-Уага, находящаяся на юго-западе Марокко.

Но, идя по компасу, нужно было пересечь всю страшную пустыню Аукер, через которую не отваживаются ходить кочевники и где даже не рискуют ездить на джипах. А как же город, близ которого ал-Бакри видел возделанные поля пшеницы, финиковые пальмы, сады?

Второй источник: в какой-то глухой части Сахары маленькое племя тедгаустов утверждает, что происходит от владык богатого города, разрушенного восставшими рабами.»Тедгауст», «Аудагост» — слова, похожие друг на друга. О развитии Аудагоста известно лишь из арабских текстов, где не употреблялось гласных букв. Поэтому Аудагост может быть прочтен как Иудегаст или Эудогист. Впрочем, ал-Бакри писал, что город был уничтожен альморавидами в 1054 г., а не восставшими рабами. Следовательно, второй источник подозрителен.

Третий документ. Лейтенант колониальных войск в 1930 г. рассказывал, что видел на берегу Аукера несколько руин, показавшихся ему античными. Скорее всего эти руины находились между Ркизом и Аффоле — двумя скалистыми массивами. А ведь арабские историки уточняли, что Аудагост был построен между двух гор. Ркиз же действительно находится на расстоянии 1200 км к югу от Тамуль-Уага. Это серьезный след.

Французские археологи не знали большего, отправляясь в путь со своими африканскими студентами. Университет в Дакаре и правительство Мавритании оказывали им помощь, так как Ркиз и Аффоле находятся на территории этой страны.

…Археологи идут через пустыню, углубляются в нее и достигают двух гор. Они находят там руины, которые видел лейтенант. Но их ждало разочарование: руины датируются Х1Ув., а известно, что Аудагост был уничтожен в XI в. Тем не менее город должен был быть там!

Ученые перечитывают путевой маршрут между Тамальдой и Аудагостом, описанный ал-Бакри, изучая его этап за этапом. В одном дне ходьбы от города-призрака араб видел птиц, «похожих на вихирей». Таких же птиц археологи заметили в 30 км от руин.

Дальше; к северу ал-Бакри встретил источники соленой воды. Продолжая путь, исследователи находят источники и определяют: вода солоноватая. Так собираются признаки, сравниваются, обсуждаются, подсчитываются. И все это делается под нестерпимым солнцем пустыни, а в источниках — точно такая же вода, «которую прилетали пить птицы». Аудагост определенно должен быть здесь!

Начинаются раскопки. Подняты тонны песка и… открывается город. Но тот ли он, что ищут ученые? Начинается безумная работа. Тонны обломков глиняной посуды, инструменты, даже клад — все вырыто из песка, все отправлено в лабораторию для определения дат. Например, глазурованная керамика доказывает, что печь, в которой она обжигалась, существовала около 1000 г. Все свидетельствует о том, что между 950 и 1050 гг. здесь находился большой город, о котором писал ал-Бакри.

Раскопки продолжаются. Появляются остатки большой мечети, не ориентированной точно на Мекку, как это должно быть. Но около 1000 г. арабы часто допускали такие ошибки. Вот богатый дом с расписным полом, с благородными колоннами. Вероятно, он принадлежал купцу. Из песков появляются другие дома, несомненно здесь находился жилой квартал.

Затем открывается главная часть города, в которой работали жители Аудагоста, не живя там. Вот печь для глазуровки посуды, а вот кружок-образец, маленькая стеклянная чашечка, на которой выгравировано несколько слов. Это существенная находка: такие чашечки, носившие имя владельца, служили противовесом для изготовления вещей из золота, их вес соответствовал принятому в таком производстве. А кружок-образец доказывает, что в Аудагосте чеканили монеты.

Но ал-Бакри писал, что за покупки расплачивались золотым песком. Эти монеты чеканились для другого города, другого государства. Какого? Гана не имела денег. Следовательно, Аудагост при помощи, золотых монет поддерживал отношения с другими странами.

Понемногу вся история Аудагоста появляется из тысячелетнего забвения. Эту головоломную историю, которую мы рассказываем, археологи восстановили по частям.

Человек всегда жил в этих горах. В пещерах исследователи нашли наскальные рисунки, свидетельствующие о присутствии там человека еще до нашей эры. Странно, что под этими рисунками были сделаны позже надписи на арабском языке. Они оказались клятвами, которую влюбленные всего мира пишут на стенах.

К 600 г. нашей эры через Аудагост проходили караваны, останавливавшиеся там на некоторое время. Четырнадцать веков назад там было больше водных источников, чем теперь. Останавливаясь в городе, кочевники жили два или три месяца, возможно, сеяли злаки, собирали урожай, если в том году шли дожди. Этими кочевниками были сонхаджи, берберские племена, обитавшие на западе Сахары. Они встречаются на протяжении всей истории и считаются хозяевами этой земли.

Древний закон пустыни дает племени право владеть тысячами квадратных километров Сахары, по которой оно вечно кочует. В то время Аудагост представлял собой поселение из нескольких шатров у скудных полей. Затем между 850 и 950 гг. появляется несколько домов. Арабские историки говорят о Тин-Иарутане, владыке Аудагоста, «не исповедовавшем никакой религии». Он, «владыка сан-хаджей, властвует над 300 000 шатров».

Историки того времени сильно преувеличивали, но все же речь, должно быть, шла о могущественном суверене. «Он поддерживал связь с владыкой Ганы по соляным делам. Последний оплачивал соль золотым песком — от 2 до 300 динаров за транспорт».

Главная деталь истории Аудагоста заключается в том, что Гана была государством, богатым золотом. «Ее владыка хранил самородки он знал, как создавать их колдовством, а золотой песок он оставлял своему народу для покупки соли». А в Олиле, в месяце пути от Аудагоста, находились огромные соляные копи. На пути в Олил из Ганы и возникает пункт, удобный для погрузки и разгрузки караванов. Так и завязывается судьба города: караваны из Олила привозят соль, а купцы из Ганы — золотой песок. В Аудагосте строят несколько домов из камня, и одновременно с этим в городе уже появляются политические противоречия.

Однажды Тин-Иарутан уничтожил банду грабителей, пришедших разорить его город. Текст, повествующий об этой истории, сообщает, что грабители имели сообщников в Аудагосте. Каких сообщников? Конечно, купцов, желавших освободиться от бремени санхаджей — хозяев соли и захватить место, где вершились такие выгодные дела. Но Аудагост еще не был большим поселением. И вдруг к 1000 г. все изменяется. Ал-Бакри восхищается роскошным городом, его мечетями (следовательно, город стал мусульманским), его домами, его роскошью. Что же произошло?

На протяжении почти двух веков арабы захватили Магриб, обратили в мусульманство берберов, Они создали королевство Зенет Сиджильмаса на марроканском юго-западе, королевство Ростемид в Орании, Идриссид на севере Марокко, арабское государство в Испании со столицей в Кордове и ряд других. Наиболее могущественным государством была Ифрикия (теперешний Тунис) со столицей Керуан. Оно было более или менее зависимо от отдаленного калифата и нуждалось в золоте для чеканки денег. К 1000 г. фатимиды, царствовавшие в Ифрикии, завоевали весь Магриб. Такое завоевание стоило дорого. Нужда в золоте все больше возрастала. И вот берберы Санхаджа рассказали о существовании Аудагоста, откуда привозят соль, и о том, что Гана покупает ее там. Эта соль добывается в Тагарза, откуда дорога связывает Сиджильмас с этим очень отдаленным и почти мистическим городом.

К 1000 г. в Аудагосте строится квартал за кварталом, купцы открывают там свои конторы, совершают коммерческие сделки, и все основывается на обмене берберийской соли на золото Ганы. Это все арабы или зенеты, прибывшие из испанского королевства или из Ифрикии.

Вначале они отправляли золотой песок туда, где чеканят деньги, но затем появляется кружок-образец. Они сами чеканили монеты, добиваясь удивительной стопроцентной пробы. Они обогащаются. «Некоторые, — пишет ал-Бакри, — имеют более чем по 1000 рабов». Рождается сельскохозяйственный пригород, где ал-Бакри увидел пшеничное поле, финиковые пальмы, сады хны. Со своим богатством, караванами, домами, тучным базаром и неслыханным богатством купцов Ауда-гост стал Карфагеном пустыни.

Тем не менее были и теневые стороны. «Богачи с белой кожей,- писал ал-Бакри,- почти все страдают от лихорадки, плохой климат делал этот город нездоровым местом. Арабы и зенеты ненавидели друг друга».

Богатый, но разношерстный город не имел души, ибо санхаджи, лишенные всего, ненавидели зенетов и арабов, а черные рабы, конечно, не проявляли большой привязанности к своим хозяевам. Таким образом, с 1000 по 1050 г. Аудагост процветал, обладал неслыханным богатством. Но в Марокко святые люди начали реформировать магрибский Ислам, «где хозяева не проявляли более никакого чувства набожности». Это альморавиды — их называли так потому, что вначале они уединенно жили в укрепленном монастыре, а затем хлынули на Магриб, уничтожая или обращая в свою веру тех, кто плохо соблюдал закон.

Среди этих еретиков зенеты были особенно ненавистны: они были ибадитами, то есть примыкавшими к хариджизму, тогда как альморавиды являлись суннитами. В 1054 г. альморавиды стремительно напали на Аудагост н уничтожили его.

Аудагост, просуществовавший семь веков, исчез из исторических текстов, из памяти людей и с поверхности земли. Между Ркизом и Аффоллем дуют сильные самумы, они гонят тонны песка, который с каждым годом хоронит руины под новым покрывалом забвения. Так Аудагост стал городом-призраком.

Поразительно, почему купцы не вернулись в это место? С помощью историков археологи разгадали и эту тайну. Возник новый центр торговли солью, дальше к востоку, на берегу Уарглы. Санхаджи вернулись в уничтоженный альморавпдамп город, но к ним уже там никто не присоединялся. Аудагост стал маленьким местечком, а затем простым пунктом остановки караванов. С течением времени вода углубилась в почву, ее источники иссякли, и караваны больше уже не приходили…

В XIV в. по малоизвестной причине жизнь в Аудагосте оживляется, но восстание рабов вновь разрушает город.

Вот очень краткая история города Аудагост. Она драгоценна для историков, объясняя, например, мощь фатимидов: без золота Ганы, за которым они приходили в Аудагост, эти завоеватели не подчинили бы себе Магриб. Благодаря открытию Жана Девиса, Дениз и Сержа Роберов и их отряда прояснилось все историческое полотно. Французские археологи могут с гордостью говорить, что они первые открыли такой важный для истории объект.

Жак де Суньи
Перевод с фр. Л. Василевского


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: