Пакистан. Город Карачи.
В поисках прародины древних ариев.
Часть 7. Пакистан. Город Карачи.
… А наша дорога ведет нас все ближе и ближе к океану. Вокруг — от кромки асфальта до самого горизонта — сплошные возделанные поля. Каждая ночевка — настоящая трагедия для нашего шофера. Ни одного свободного клочка земли, где можно поставить машину. Часто мы просто сворачивали на боковую проселочную дорогу и здесь ночевали. Наконец мы увидели город Карачи, расположенный у самого океана. «Восточный Париж» встречает нас полицейскими-регулировщиками в безукоризненных белых мундирах и тропических касках. Широкие бульвары и проспекты обсажены высокими пальмами с множеством попугаев. Здесь они так же привычны, как у нас воробьи.
В Карачи, как нигде, чувствуется остаточное влияние английского стиля жизни. Это и английские церкви, и строгие парки, и фешенебельные отели, и рестораны. Сравнительно недавно Карачи был столичным городом, и это ощущается в большом количестве официальных учреждений, оживленной портовой деятельности, в деловой активности.
Пожалуй, каждый город мира имеет свои контрасты, но здесь они выступают настолько рельефно, что невольно вызывают страшное чувство. Можно зайти в городской парк с аккуратно подстриженными газонами, пышными пальмами, красивыми фонтанами и увидеть, как под кустом душистых роз медленно угасает человек. Именно угасает. Проблемы жилья, теплой одежды здесь не существует: в январе в одной рубашке жарко. Здесь главная проблема — пища. И не редкость встретить нищего в одной набедренной повязке, с фанатичной отрешенностью умирающего от голода. Бросит кто-нибудь апельсин — протянет еще день-два, нет — конец не заставит себя ждать. И уж совершенно непонятно равнодушие людей, спешащих по делам и спокойно перешагивающих через умирающего.
Как-то мы зашли в антикварный магазин, где за прилавком стоял красивый полный хозяин в крахмальной рубашке, со строгим пробором напомаженных волос и обаятельной улыбкой. Узнав, откуда мы, он сразу же ринулся в атаку:
— Правда ли, что у вас все заводы и магазины государственные, а не частные?
Мы утвердительно кивнули.
— Но ведь тогда скучно жить, нет стимула!
Тут уж мы взорвались.
— А как, по-вашему, вон тому нищему, что умирает у подъезда фешенебельного ресторана, тоже весело, как и вам? Что предпочел бы он: обеспеченную «скуку жизни» или свое нынешнее положение?
Торгаш заразительно засмеялся и одобрительно похлопал нас по плечам. Да и трудно что-либо возразить, когда социальные контрасты, переведенные на общечеловеческие понятия, становятся столь очевидными. В Аравийском море мы купались в канун Нового года, когда в витринах магазинов сияли лампочками бутафорские елочки.
Об авторе
Сарианиди Виктор Иванович. Родился в 1929 году в Ташкенте. Окончил исторический факультет Средне-Азиатского государственного университета, археолог, кандидат исторических наук, работает старшим научным сотрудником в Институте археологии Академии наук СССР. С 1950 года занимается археологическими исследованиями на территории Средней Азии, и в особенности в пустыне Каракумы. С 1968 года принимает участие в экспедиционных работах археологов в Афганистане. Автор нескольких специальных и научно-популярных работ по археологии, в том числе книг «За барханами — прошлое» и «Исчезнувшее искусство Каракумов». Занимался исследованием истории древних племен Афганистана, выпустил книги (в соавторстве) «Каракумы — заря цивилизации» и «Семь богинь древних земледельцев».