Положение вдов в Индии
Положение женщин в Индии
Самосожжение вдов — обряд сати
Положение вдов в Индии
Отношение к женщине в индуизме в основном базируется на различных религиозных писаниях, которые имеют разный авторитет, аутентичность и тематику. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания как «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как «Ману-смрити» устанавливают ограничения в правах женщин.
В сознании людей твердо укоренилась воспитанная столетиями вера, что вдовство есть наказание за грехи в прошлом рождении, что вдова одним своим присутствием приносит несчастье, поэтому встреч с ней следует избегать, ей нельзя присутствовать ни на каких торжественных церемониях, даже на свадьбе собственных детей. В таких условиях женщины, лишившиеся мужа, иногда предпочитали самосожжение бесправной и унизительной жизни.
Убежище для вдов
Никто точно не знает, сколько вдов проживает в индийском Вриндаване, в северном штате Уттар-Прадеш, — две-три тысячи или десять. Сам Вриндаван и окрестные городишки — религиозный центр со множеством храмов бога Кришны и ашрамов, в которых не имеющие средств к существованию вдовы, сидя на полу, весь день исполняют бхаджаны — религиозные песнопения. Формально это дело паломников и священников, но, многократно повторяя песнопения, вдовы могут заслужить горячую еду, а, если повезет, коврик, на котором можно устроиться на ночь.
Живут вдовы и в приютах, и в съемных комнатах, а то и просто под куском брезента на обочине. Во Вриндаван они приезжают изо всех уголков Индии. Иногда женщины прибывают в сопровождении гуру, которому доверяют. Порой сюда их привозят родственники — оставляют в ашраме или на ближайшем перекрестке и уезжают прочь. Среди них, как старые, так и молодые. Их большинство. И это не удивительно, т.к. девочек часто выдают замуж за стариков.
Даже те родственники, которые хоть и не выгоняют вдову из дома, всячески дают ей понять, что со смертью мужа ей больше не рады в их домах. «И пусть физически она жива, но социально — она для всех мертва», — так описывает положение вдов в Индии психолог Васанта Патри. Вриндаван известен как «город вдов», поэтому потерявшие мужей женщины приходят сюда и в одиночку: добираются на автобусах и поездах. И так из поколения в поколение.
Во многих патриархальных культурах женская сексуальность связана с греховностью. В Индии считают, что женщина, оставшись без мужа, хуже контролирует свое либидо, чем одинокий мужчина. Ее обязательно нужно контролировать, легче всего это сделать, вытолкнув вдову из социума. Реальная смерть на костре повсеместно превратилась в социальное отторжение.
Вдова в Индии должна не только носить белую одежду, также она должна есть безвкусную пищу небольшими порциями без специй, потому что вкус и острота символизируют страсть, а эта эмоция для них теперь под запретом. Радость, праздники, веселье и подарки — все теперь табу. Многие социальные работники, поддерживающие женщин, считают, что само слово «вдова» стигматизировано и должно быть изъято из словаря. Ведь эти женщины не только вдовы, они — матери, дочери, сестры.
«Считается, что если вы овдовели, то вам непозволительно участвовать в каких бы то ни было праздниках, — говорит благотворительница Винита Верма. — Мы же хотим, чтобы вдовы были частью общества. Они имеют полное право жить своей жизнью».
Верма — вице-президент Sulabh International, индийской организации, которая оказывает поддержку и выплачивает маленькие ежемесячные пособия вдовам в приютах во Вриндаване и Варанаси. Несколько лет назад — сперва робко, потом смелее — Sulabh начала организовывать в этих двух городах на Дивали и Холи мероприятия для вдов.
К 2015 году праздничные торжества в «городах вдов» стали переносить из помещений на улицы. Осуждения в индийских СМИ эта акция не встретила, но и ничего принципиально не поменяла в положении вдов.
Холи – ежегодный индуистский фестиваль красок в честь прихода весны. Это женский праздник, в котором участвуют девушки и замужние женщины. Они танцуют, обсыпают себя и окружающих яркими красками и лепесками цветов. Мужчинам также не возбраняется принять участие. В общем, единственная группа, которой запрещено и близко подходить к празднующим, это, конечно же, вдовы и парии.
Древняя ИндияВернуться к содержанию рубрики Древняя Индия