Другие богини индуизма
Камакши (санскрит K?m?kshi = c сладострастными глазами) или Камакхья (K?m?khy? = c именем Камы) — в индийской мифологии имя одной из форм Дурги, супруги бога Шивы. Под этим именем она почитается в северо-восточной части Бенгалии и Ассаме. Древний город Камруп является целью паломничества ее поклонников, и здесь-то, по-видимому, и зародился ужасный и отвратительный культ Дурги-Кали-Камакши и т. д.
Камасутра (K?mas?tra = учебник любви, ars amadi) — заглавие одного индийского эротического трактата, написанного врачом Ватсьяяной (V?tsy). Автор основывается на целом ряде предшественников, из которых иные имеют очень известные имена. Существует указание, что философ Шанкара написал к этому произведению комментарий.
Матри
Матри (санскрит M) — богини-матери в индийской мифологии. Сюда принадлежат эманации женственной энергии великих богов, принявшие образ их супруг (Шакти), например Брахмани — жена Брахмы, Магешвари — жена Шивы. Культ их тесно связан с так называемыми тантрами и культом Шивы. В позднейшей, индуистической мифологии число их необыкновенно возросло. В Гуджарате пользуются божескими почестями около 140 таких «матерей», имеющих разные специальные функции: так, например, богиня Мараки причиняет холеру, а мать-богиня Бераи ее предотвращает.
В джунглях имеются свои «матери», алтари которых представляют беспорядочные кучи камней и веток. Каждый прохожий должен прибавить свое приношение к этой куче, иначе разгневанная «мать джунглей» отдаст его в добычу тигру или леопарду. С этой матерью в родстве состоит Гхатаут (в Мирзапуре), патронесса опасных горных проходов в Гхатах. У раджпутов величайшая из «матерей» — Мама Деви, то есть мать всех богов. Начало культа «матерей» неясно. А. Вебер пытался указать следы его начала в культе «трех богинь» (Tisro Dev), упоминаемых в Ведах. В Махабхарате некоторые из них, как Mah?m?tris (великие матери), являются олицетворением плодотворных и питательных сил природы, другие — ее зловредных и губительных влияний и стихий.
Прабха
Прабха — (санскрит Prabh? = «проблеск», сияние, заря, рассвет) — в позднейшей индийской мифологии (например, в Матсья-пуране) жена Солнца (Вивасвата), от которого у нее был сын Прабхата. По другим источникам так называлась жена Намучи, одного из демонов данавов. В Бхагавата-пуране Прабха является женой Кальпы (Kalpa — время), сына Дхрувы (Dhruva — полярная звезда), от которого имела детей: Пратах (заря), Мадхьяндина (полдень) и Шая (вечер).
Пракрти
Пракрти (санскрит prakrti), или Мула-Пракрти (m?la — корень, основание, источник) — у индийских философов первичная материальная причина, единая, простая, неразличимая (ибо не имеет составных частей), вечная; деятельно-творческая, производительная, но не производная, источник умственной энергии, а также видимой и осязаемой материи, разума, сознания и всех чувств, и тонких элементов, из которых слагаются высшие организмы, и более грубых, образующих физические тела, вечная мать, способная развить из себя все существующее, но лишь тогда, когда соединится с душой, вечным духовным принципом, воплощенным и олицетворенным в образе вечного мужа — пуруша.
Только в соединении с пурушей проявляется энергия Пракрти, причем на долю души выпадает созерцание этого проявления и вхождение в этот союз, реализирующий существование индивидуальных существ. Как женственный принцип, способный к многообразным превращениям и воплощениям, Пракрти в позднейшей индийской философии и мифологии (в некоторых упанишадах, многих пуранах и особенно в тантрах) отождествляется с обманчивой богиней-иллюзией, Майей, а также с так называемыми шакти, или женственными, материнскими энергиями божества, например, с Брахми (Br?hm?), воплощением женственной энергии Брахмы.
Пршни
Пршни (санскрит Pr?n? = пестрый) — в ведах и пуранах это имя носит мать марутов, олицетворение пестрой грозовой тучи. Эпитет Пршни прилагается также быку и корове, а во множественном числе коровам, которых доит Сома для Индры. Таким образом, слово Пршни мало-помалу стало означать «пеструю корову» и, наконец, «пеструю тучу». Этот термин прилагается также и земле.
Пурандхи
Пурандхи (санскрит Purandhi = податель обилия или милости) — в индийской мифологии одно из второстепенных божеств, богиня изобилия. Имя ее встречается в Ригведе редко (около девяти раз), почти всегда вместе с именем бога Бхага, одного из светлых Адитья; два-три раза она упоминается вместе с Пушаном и Савитаром и однажды с Вишну и Агни. В Авесте также встречается богиня богатства и изобилия Паренди (P), которую обыкновенно отожествляют с Пурандхи. Некоторые ученые, впрочем (например, Гиллебрандт), считают Пурандхи богиней деятельности.
Рудракали
Рудракали — в позднейшей индийской мифологии одна из форм супруги бога Шивы, Умы, в которой она сопровождала Вирабхарду, посланного Шивой помешать жертвоприношению Дакши.
Савитри
Савитри (санскрит S?vitr?, форма женского рода, производная от имени бога Савитар):
— священный стих Ригведы, обращенный к солнцу — Савитару и отсюда получающий название Савитри. Другое его имя — Гаятри;
— одно из имен Шатаруны, дочери и жены Брахмы, которая иногда рассматривается как олицетворение вышеупомянутого стиха;
— героиня эпизода из Магабхараты, дочь царя Ашвапати и возлюбленная Сатьявана, за которого она вышла замуж несмотря на предсказание, что ей суждено жить с ним только один год. В роковой день Сатьяван умер, и бог смерти Яма пришел за его душой, которую понес в царство теней. Савитри последовала за ним. Самоотвержение ее поразило Яму, и он обещал ей какой угодно дар, кроме жизни мужа. Три раза Яма пробовал удержать Савитри, предоставляя ей один дар за другим, но Савитри все-таки следовала за ним, так что наконец он должен был вернуть жизнь Сатьявану. Миф этот представляет черты сходства с некоторыми греческими (Орфей и Эвридика, Алмет и Альцеста).
Сита
Сита (санскрит S?t? = борозда) — в индийской мифологии сначала олицетворение борозды и земледелия (в ведийскую эпоху, например в Ригведе), позже превращающееся в царевну Сита, супругу любимого героя индусов Рамы. Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (кн. IV, г. 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грхья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (однажды в Ригведе) эпитетом Индры — urvar?pati (господин поля).
В Тайтирия-брахмана Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе мы имеем стертый и бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны, и только гораздо позднее, уже в эпоху индийского средневековья, Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы, героя Рамаяны. Связь с ведийской Сита проглядывает еще и в Рамаяне.
По словам отца Ситы, Джанаки, Сита возникла из борозды его плуга в то время, как он опахивал место для жертвоприношения. Благодаря этому сверхъестественному способу рождения Сита называется Айониджа (Ayonij? = рожденная не из утробы). Другие имена Ситы — Бхумиджа (Bhumi = земля), Дхаранисура (Dharani = земля, собственно «носительница»), Партхиви (Prthiv? = земля, собственно «широкая») — все указывают на ее происхождение, означая «дочь земли». О приключениях Ситы, похищенной демоном Раваной и возвращенной Рамою лишь после длинного ряда подвигов и всевозможных перипетий, описано в эпосе Рамаяна.
Уннати
Уннати (санскрит подъем, возвышение, поднятие) — в индийской позднейшей мифологии одно из многочисленных аллегорических олицетворений нравственной высоты. Уннати является одной из тринадцати дочерей Дакши и супругой Дхармы.
Чамунда
Чамунда (санскрит С?mund?) — в индийской позднейшей мифологии одна из страшных и злых ипостасей супруги Шивы, богини Деви, или Дурги. Чамунда вышла изо лба Дурги, чтобы биться с демонами Чанда и Мунда, откуда и самое имя Чамунда. Убив обоих демонов, она принесла их головы Дурге. Богине Чамунда, как и другим страшным формам Деви, приносились некогда человеческие жертвы.
Чанда
Чанда (санскрит Саnd? = гневная, необузданная), или Чанди (Cand?) — одна из ипостасей индийской богини Дурги, супруги Шивы, которую она приняла с целью истребления демона Магиши (Mahisha).
Примечание. Чандипат (санскрит Cand?p) или чандипатха (Cand?p?tha = Cand? = имя богини + р?thа = текст) — название индийской поэмы, содержащей 700 стихов и составляющей один из эпизодов Маркандея-пураны. В ней прославляются победы богини Чанди (она же — Дурга) над демонами — асурами; ее читают ежедневно в храмах названной богини. Другое название поэмы — Деви-магатмья.
Шачи
Шачи (санскрит ?ас? = сила, способность, помощь, благоволение) — в индийской мифологии имя супруги бога Индры, встречающееся уже в Ригведе. Чаще другое ее имя — Индрани (Indr?n?), то есть супруга Индры. Так как Индра носит в Ригведе эпитет Шачипати (?ac?pati = владыка, господин силы), то отсюда вытекает довольно вероятное предположение, что представление о супруге Индры — Шачи возникло на основании чисто лингвистического процесса. Эпитет Шачипати может быть понимаем и как «супруг, господин Шачи», откуда недалеко уже до представления Шачи в виде богини, супруги Индры, которая, впрочем, никогда не играла сколько-нибудь видной роди в индийском пантеоне.
В позднейшей индийской мифологии средних веков Индра и Шачи теряют часть своего прежнего влияния. Как бы в вознаграждение за утраченное значение Индра получает небесное царство — Сварга, где живет вместе с Шачи по-царски, окруженный огромной свитой, в которой, кроме старых друзей марутов, являются новые члены — разные гении и духи: Гандхарвы, Апсарасы, Сиддха, Садхья, Чарана и т. д. Резиденция его — на небесной горе Амаравати, на которой находится и чудная роща Нандана (радость, блаженство). Дворцы И. из золота, колонны из бриллиантов; в садах плещут фонтаны и не прекращается музыка и пляски, цветут и приносят плоды небесные деревья и царствует вечная радость и блаженство. Некоторые черты ведийского Индры становятся гиперболизированными: склонность к Соме граничит уже с пьянством, а чувственность превратилась в крайнюю похотливость.
Шри
Шри (санскрит ?r? — великолепие, красота, блеск, счастье, богатство, величие) —
1) в индийской мифологии (уже в Шатапатха-брахмане) олицетворение красоты или счастья;
2) в позднейшей мифологии супруга бога Вишну (светлое, солнечное божество), прекрасная и юная Лакшми. В некоторых пуранах (Вишну, Гаруда, Линга и Падма) Шри-Лакшми является дочерью божественного мудреца Бхргу сына Маричи, возникшего из ума Вишну. В период средневековья индийской религии каждому из трех высших богов дается жена или шакти (сила). Как Шакти бога Вишну, Шри неразлучна с Вишну: «Вишну — мышление, Шри — речь; он — понимание, она — познание; он — справедливость, она — благочестие; он — творец, она — творение; он — солнце, а Шри — сияние; он — месяц, а она — его свет; Говинда (Вишну) — океан, а Камала (Шри) — прилив и отлив, он — день, а она — ночь; все мужеское — Вишну, все женственное — Шри».
Вернуться на Боги Древней Индии
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия