Архаический период в истории Древней Греции (750—480 гг. до н. э.) занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э. [далее…]
Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах [далее…]
В трудах античных историков и поэтов элладский период истории Древней Греции обычно ассоциируется с догреческими обитателями Эгейского региона, чаще всего с пеласгами, реже упоминаются и другие народы (минийцы, кавконы, лелеги и др.). Одновременно с элладской цивилизацией на Кикладах существовала кикладская цивилизация, а на Крите — минойская цивилизация. Поздним этапом развития всех трёх указанных цивилизаций была микенская цивилизация, причём её объединяющим элементом стали греки, пришедшие на Балканы и в Эгеиду около 16 в. до н. э. [далее…]
Крит является древнейшим очагом цивилизации в Европе. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет естественный форпост Европейского материка, выдвинутый далеко на юг в сторону африканского и азиатского побережья Средиземного моря. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. [далее…]
Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III — II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других. [далее…]
Древняя Греция (Эллада) — античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы с центром на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. [далее…]
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. [далее…]
Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческой философии является внеличностный характер свойственной ей космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле. [далее…]
Театр Древней Греции был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Греческий театр, изначально возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом. История сохранила пьесы четырех великих драматургов древности, в числе которых Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. [далее…]
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом». [далее…]