сайт Тайны и Факты

Лето

Лето (????), в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Гесиод, Теогония), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем ???, указывающим на ночь и тьму, и считали, что она была богиней скрытого, тайного, богиней мрака и неизвестности, тем более, что мать ее Феба — луна, а сестра Астерия — звезда.

Однако, вероятнее всего, Лето — это божество догреческого происхождения, и мифы о богине Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada, что означает жена или мать. По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии в Малой Азии был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный Лето. Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.

В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», «самой кроткой» (Гесиод, Теогония, 406-407), которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. В гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, рядом с ней «лучшие среди богинь» — Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью появляется на свет Аполлон (I 25-126). Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Каллимах, Гимны, IV 55-274). Согласно Атенею (XIV, 614), на Делосе находилось древнейшее изображение богини Лето — грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы).

Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Гомер, Илиада, V 445-448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497-504).

Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Гомеровские гимны I 1-13). Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны.

В старину в хронологии словом «лето» называли то, что мы называем «годом». В рукописи 1263 года замечено: «ино бо лето (?p??o?), ино же год (??????)»; следовательно, слово «Лето» иногда означало вообще время, а слово год — точку времени. По рукописям XVI-XVII веков Лето начиналось от Рождения Предтечи (24 июня) и продолжалось до 24 сентября, т. е. до Зачатия Предтечи. В летописях Лето часто смешивалось и с весной, и с осенью. В Библии, Лето представляется как бы временем праздничным: Ревекка для встречи Исаака оделась «в ризу летнюю», то есть праздничную, торжественную; Фамарь, свергнув ризы вдовства своего, также облеклась в ризы летние и украсилась; таким образом, слово «летняя» означает не просто легкую, а праздничную, щегольскую, парадную одежду.

Боги Древней Греции

Вернуться к списку богов Древней Греции