сайт Тайны и Факты

Эринии

В греческой мифологии Эринии (Erinyes) — богини мести и проклятия, порожденные Геей-Землей, впитавшей кровь оскопленного Урана. По другим источниками — дочери Никты и Эреба. Согласно орфикам, это девять дочерей, У позднейших поэтов эриний три. Еще более страшные чем мойры, они носили черные одежды с красным поясом, глаза их были налиты кровью, вместо пальцев росли когти, вместо волос — змеи. Иногда их изображали с крыльями и факелами.

Эринии выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного. Они преследуют грешников неотступно, как свора гончих псов и карают за совершенные преступления, неумеренность, заносчивость, алчность, скупость, гордыню. Эринии приходили из загробного мира, закутавшись в густой туман, который делал их невидимыми. Обходя города и деревни, эринии настигали преступников даже в самых отдаленных и потайных местах. От них нельзя было укрыться и в загробном мире. Звали их Алекто, Тисифона (Тизифона) и Мегера. Мегера была самой страшной из них. Римляне именовали эриний фуриями.

Голоса эриний схожи с ревом скота и собачьим лаем. Место обитания безумных демонов — подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживаютбогам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов — Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Ужасная Тисифона в Тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями. Их сестра, Мегера — олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.

На более позднем этапе древнегреческой культуры эринии превращаются в эвменид, «благомыслящих», и олицетворяют порядок и законность как характеристики космически организованного мироздания (ср. у Анаксимандра: «Солнце не переступит меры, иначе эринии, слуги Дике, его настигнут»). Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в «Эвменидах». Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность («безумные») на функцию покровительниц законности.

Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры»; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей.

С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немезида.

Боги Древней Греции

Вернуться к списку богов Древней Греции