Система летоисчисления в Древнем Египте
Давайте сперва уточним понятия. Итак, ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ — это система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра) принята в настоящее время в большинстве стран.
Какая система летоисчисления была в Древнем Египте?
В древнем Египте использовалось три параллельно существовавших системы летоисчисления: Официальный календарь, Лунный календарь и Гражданский календарь.
I. Официальный календарь
В Древнем Египте год по официальному календарю год состоял из 12 месяцев и делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Новый год начинался 19 июля — в день, когда на небе восходил, то есть становился видимым, Сириус (Сотис). Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сириус. В 25 до н. э. был установлен Александрийский календарь, в котором каждый четвёртый год был високосным — в конце года добавлялся один день.
1. Сезон Ахет — Время половодья — с середины июля до середины ноября
2. Сезон Перет — Время всходов — с середины ноября до середины марта
3. Сезон Шему — Время засухи — с середины марта до середины июля.
В одиннадцати месяцах было по 30 дней а в последнем — 35. Эти добавочные 5 дней назывались хериу-ренпет — находящиеся над годом. Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего египетского бога: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Точно не известно, когда египтяне начали использовать систему летоисчисления, основанную на наблюдении за Сириусом(Сотисом). Но самые ранние свидетельства относятся ко времени I династии (начало III тыс. до н. э.). Сохранилась табличка из слоновой кости, датируемая этим периодом, на которой помещены рядом символическое изображение Сотис-Исиды и знак первого в году сезона ахет, что явно имеет календарный смысл. В текстах более позднего времени восходы Сотис упоминаются неоднократно в двух основных значениях: как предвестники разливов Нила и как событие, связанное с началом года. Также из «Текстов пирамид» известно, что в эпоху Древнего царства звездные наблюдения уже были распространены и занимали немаловажное место в общей системе религиозных представлений. Наряду с другими звездами в «Текстах пирамид» упоминается также Сотис.
II Лунный календарь
Первым календарем в Древнем Египте был лунный календарь, употреблявшийся, по-видимому, уже в додинастический период. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к эпохе Древнего царства. Со времени IV династии (XXVIII—XXVI в. до н. э.) в мастабах (гробницах царей и сановников) появляются списки месячных праздничных жертв, построенные хронологически. Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников.
Основной единицей системы летоисчисления в Египте служил лунный месяц, включавший 29 или 30 дней. Продолжительность каждого месяца определялась непосредственно наблюдением. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца. Дни месяца были пронумерованы от 1 до 30 и носили особые названия, отражающие распорядок ритуальных действий, совершаемых на протяжении месяца, а также закономерности движения Луны.
Лунный год состоял из трех сезонов и включал 12 или 13 месяцев в среднем по 4 месяца в один сезон. Название сезонов было тем же, что и в официальном календаре: ахет, перет, шему. Нумерация месяцев на протяжении каждого сезона велась отдельно. В датировках указывали сначала номер месяца и название сезона, затем номер дня. Так, запись III prt 24 означала: 24-й день третьего месяца сезона перет.
Дополнительный, тринадцатый месяц засвидетельствован уже в мастабах времени IV династии, а также в списках храмовых служб времен XII династии (XX—-XVIII в. до н. э.), включавших иногда 12 или 13 лунных праздников, и в ряде других более поздних текстов. Високосный год в древнеегипетских текстах именуется «большим годом». Дополнительный месяц вставляли каждые три года, реже — два, для того чтобы привести начало лунного года в определенное положение относительно сезонов.
Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходится на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот.
III Гражданский календарь
Новый календарь был построен по простой схеме. Один год включал 12 одинаковых месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней, получивших позднее название эпагоменов. Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель. Год подразделяли на три сезона по 4 месяца в каждом, носивших те же названия, что сезоны привязанного к восходам Сотис (ахет, перет, шему). Нумерация месяцев в каждом сезоне велась раздельно. Длина года равнялась 365 дням и была, таким образом, на 1/4 дня короче длины солнечного года. Эта разница приводила к постоянному смещению начала года относительно сезонов в среднем на 1 сутки за 4 года, что позволило в эллинистический период определить его как «блуждающий», или «подвижный», год.
Поздний лунный календарь
Расхождение гражданского и лунного календарей породило стремление создать календарь, в котором такое расхождение не имело бы места. Был создан новый вариант лунного календаря, определенным образом привязанный к гражданскому. Хронологической единицей в нем, как и в раннем лунном календаре, служил лунный месяц, начинавшийся в первый день невидимости Луны.
Интеркаляции, однако, производились не по дате восхода Сотис, а по 1-му числу месяца Тот. Дополнительный месяц назначался раз в 2—3 года, чтобы удержать начало лунного года в пределах месяца Тот. Таким образом, лунный календарь передвигался по сезонам вместе с гражданским календарем, а его месяцы носили те же названия, что и месяцы гражданского календаря.
Время создания этой сдвоенной календарной системы датируется Р. Паркером приблизительно серединой III тыс. до н. э. Однако первое документальное свидетельство о ее существовании дают символические изображения 59 божеств египетского года, датируемые временем XXII династии (X— VIII в. до н. э.) и известные по ряду копий эллинистического времени.
ПРИМЕЧАНИЕ
Надо еще отметить, что система летоисчисления в Египте имела еще одну особенность: начиная с конца Древнего Царства, египтяне вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» 6) тронное имя царя в картуше. Например:
означает:
«Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья.»
Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет