Богатыри и другие герои славянских мифов
Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив превращения красавицы в русалку. Некоторые славянские мифы и сказания рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги.
Китоврас — бог-кентавр, бог-строитель, былинный герой, ученый и изобретатель. Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, упомянут в «Книге Коляды».
Кострома — славянское божество, дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы. Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
Купала — славянское божество. Праздновали Купалу, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 23 на 24 июня. В этот день славяне отмечали праздник солнечного божества и почитание огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Магура — дочь громовержца Перуна, облачная дева - прекрасная, крылатая, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям.
Змей Огненный Волк — персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Змей Огненный Волк может оборачиваться, помимо волка, также и другими животными.
Поляницы Удалые — женщины-богатырши, героини древнерусского эпоса. Главными считаются две Настасьи: супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична — жена незадачливого богатыря Ставра Годиновича.
Свентовит — западнославянский бог-герой. В храмах славян изваяние Свентовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке Свентовит держал окованный металлом культовый рог с медом.
Святогор — в славянской мифологии великан, сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор был рожден для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать в светлый мир темные силы из Нави.
Богатыри
Богатыри — главные персонажи славянских былин и сказаний. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории.
Былины передавались в устной форме и были впервые опубликованы в 1804 году Андреем Якубовичем в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова». Считается, что Кирша Данилов работал на заводах Демидовых в 1740-х годах и тогда же составил свою рукопись. В 1818 году вышло второе, более полное издание собрания Кирши Данилова, подготовленное известным филологом Константином Калайдовичем.
Однако планомерное собирание русских былин началось в России только с середины XIX века. Наиболее известными собирателями и издателями былин были Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин.
Воинская доблесть, постоянная готовность встать на защиту земли русской против любого врага, будь то человек или нечисть великая, а также честный нрав - вот главные духовные черты, которым народ наделяет своих богатырей. Ну и , конечно же, былинные герои обладают недюжинной силой, “богатырским сном” и т.д.
БОГАТЫРИ
Илья Муромец - былинный герой и историческая личность
Алеша Попович | Аника Воин | Василий Буслаевич |
Василий Казимирович | Василий Окулович | Василий Пьяница |
Волот Волотович | Волх Всеславьевич | Данило Бессчастный |
Данило Денисьевич | Данило Ловчанин | Добрыня Воевода |
Добрыня Никитич | Дунай Иванович | Дюк Степанович |
Иван Данилович | Иван Годинович | Иван Гостиный |
Идолище Поганое | Колыван Иванович | Микула Селянинович |
Михайло Данилович | Михайло Иванович | Михайло Козарин |
Никита Кожемяка | Полкан Богатырь | Садко |
Саур Ванидович | Соловей Будимирович | Соловей-Разбойник |
Ставр Годинович | Суровец Суздалец | Сухмантий Одихмантьевич |
Тугарин | Хотен Блудович | Чурило Пленкович |