Атлантида в мифах
Невозможно сейчас установить, когда идея о существовании Атлантиды всплыла в памяти людей. Может быть, какое-то древнее европейское племя уже имело в своей мифологии предание о чудесной стране, существовавшей когда-то там, где заходит Солнце. Может быть, первую (и единственную) правдивую запись мы находим у Платона. Этот великий философ упоминал об Атлантиде в двух диалогах -«Тимей» и «Критий», написанных им в конце жизни (Платон родился в 427 г., а умер в 347 г. до н. э.).
Платон неоднократно утверждал, что история Атлантиды правдива. В противоположность другим его работам, преимущественно философским, в «Тимее» он собрал все сведения своей эпохи о природе. Не будем пока приводить свои аргументы, а послушаем Крития, говорившего об Атлантиде с Тимеем, Сократом и Гермократом; об этом в книге Платона рассказано так…
«»Я расскажу то, что слышал как древнее сказание из уст человека, который сам был далеко не молод. Да, в те времена нашему деду было, по собственным его словам, около девяноста лет, а мне—самое большее десять (…).
«Есть в Египте,- начал наш дед, — у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный город этого нома — Саис, откуда, между прочим, был родом царь Амасис (…). Солон рассказывал, что, когда он в своих странствиях прибыл туда, его приняли с большим почетом; когда же он стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов, ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает (…).
Жрец ответил ему(…)»Итак, девять тысяч лет тому назад жили эти твои сограждане, о чьих законах и о чьем величайшем подвиге мне предстоит вкратце тебе рассказать (…). Ведь по свидетельству наших записей государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря. Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами.
Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова (…) На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы; (…) Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». (…) Ну, вот я и пересказал тебе, Сократ, возможно короче то, что передавал со слов Солона старик Критий»».
Задержимся на мгновение, чтобы сказать несколько слов о главных персонажах цитированных отрывков “Тимея” — Критии и Солоне.
Известно, что Солон Афинский (родился в 640 г., умер в 558 г. до н. э.) был архонтом Афин и осуществил широкую реформу политической структуры этой республики, превратив ее в конституционную демократию. Около 570 г. Солон предпринял путешествие в Египет, где он мог услышать историю Атлантиды. Вернувшись в Афины, он описал свое путешествие.
Критий Старший (530— 440 гг. до и. э.) познакомился с этим преданием благодаря запискам своего дяди. Достигнув 90 лет, незадолго до смерти, он рассказал эту историю своему внуку, Критию Младшему, которому в это время было 10 лет. Затем Критий Младший, уже будучи взрослым, передал ее своему племяннику Платону. Последний и записал эпопею Атлантиды и сведения о ее климате и географии в форме диалогов, сперва в “Тимее”, а затем, более подробно, в “Критии”. Таким образом, мы узнали, что остров был отдан Посейдону при разделе мира. Бог привел его в порядок и родил 5 пар близнецов, распределив между ними всю территорию Атлантиды.
Вероятно, рассказ философа воспламенял воображение эрудитов античности, которые, однако, сами ничего не сделали в этом направлении. Потом Аристотель выразил мнение, что история Атлантиды — это миф. Мнение столь авторитетного человека стало разделяться всеми, и предание было забыто вплоть до средних веков.
Было, правда, несколько исключений. Геродот упоминает атлантов в перечне ливийских народов Северной Африки. Философ Прокл, прочитавший этот перечень, написал комментарий к “Тимею”, в котором упомянул о некоем Кранторе. Этот грек путешествовал по Египту и видел в городе Саисе, том самом, где побывал Солон, колонну с иероглифами, описывающими историю Атлантиды, какой ее написал Платон.
Пришлось ждать до XVI в., когда появились люди, питающие страсть к новому и загадочному. Географ Ортелиус, например, думал, изучая приморские раскопки, что Атлантида — не что иное, как Америка. Отец-иезуит А. Киршер в XVII в. связывал наиболее высокие горы на Азорских островах с поглощенным океаном континентом. Изыскания по проблеме Атлантиды интенсифицировались в XIX в. Также возросло и число археологов, стремящихся внести свою лепту в эту проблему. Невозможно перечислить здесь все имена, однако некоторые ссылки мы дадим при дальнейшем изложении. В конце концов количество мест, где предполагалось найти Атлантиду, дошло до 24. Приведенная здесь карта дает примерные места такой локализации.
Итак, установлено, что диалоги “Тимей” и “Критий” на сегодня являются пока единственными источниками IV в. до н. э., повествующими об Атлантиде, отдаленными от ее существования почти двенадцатью тысячелетиями. Критий младший, рассказывая об Атлантиде, ссылается на одного из семи мудрецов Древней Греции, Солона, который, будучи в Египте, записал рассказ египетских жрецов. Сведения об Атлантиде Критий получил от своего деда, которому Солон рассказал о ней. Платон в своих диалогах, повествуя об Атлантиде, ссылается на египетских жрецов, на их записи, а жрецы могли опираться на знания, дошедшие из III тыс. до н.э., когда египетская письменность достигла высокого развития. Не исключено, что в ту древнюю эпоху устные предания об Атлантиде шли из очень древних времен. Платон сообщения египетских жрецов не подвергает сомнению, а, наоборот, подчеркивает, что это и есть неоспоримая истина.
Когда Платон писал диалог, мир еще не знал, что задолго до греков в Элладе уже были государства. Ведь только совсем недавно была открыта эгейская культура. Сведения о более древних временах могли уцелеть в Египте, несмотря на мировые потопы, еще и потому, что папирусы египтяне надежно сохраняли в храмах.
Сведения об Атлантиде можно почерпнуть в легендах и мифах древности. Вот читателю и предлагается совершить воображаемое путешествие по странам и островам вокруг описанного Платоном места существования легендарной Атлантиды.
примечание:
* Ливней в ту пору называлась вся Африка, известная древнему миру.
** Очевидно, имеется в виду Малая Азия .
*** Тиррения — область в Средней Италии у побережья Тирренского моря.