Астрономия Древней Индии
Наиболее ранние сведения о естественнонаучных знаниях индийцев относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся III тысячелетием до н.э. До нас дошли краткие записи, сделанные на печатях и амулетах и значительно реже на орудиях и оружии. Как правило, крупные города Индии располагались или на берегу океана, или вдоль побережья больших судоходных рек. Для ориентации при передвижении судов в океане требовалось изучать небесные тела и созвездия. Другим побудительным мотивом развития астрономии была потребность измерять интервалы времени.
Вследствие общности черт древнеиндийской цивилизации с древнейшими культурами Вавилона и Египта и наличия между ними контактов, хотя и не регулярных, можно полагать, что ряд астрономических явлений, известных в Вавилоне и Египте, был также известен в Индии.
Сведения по астрономии можно найти в имеющей религиозно-философское направление ведической литературе, относящейся ко II–I тысячелетию до н.э. Там содержатся, в частности, сведения о солнечных затмениях, интеркаляциях с помощью тринадцатого месяца, список накшатр – лунных стоянок; наконец, космогонические гимны, посвященные богине Земли, прославление Солнца, олицетворение времени как начальной мощи, также имеют определенное отношение к астрономии.
Вот что гласят древнеиндийские тексты о сотворении мира. В первозданной тьме царил Хаос, его Воды были везде беспредельно. Воды породили Огонь, силой и энергией тепла которого было рождено Золотое Яйцо. Яйцо изначально плавало в беспредельном и бездонном океане. Через год из Яйца возник Брахма – Творец и Божество. Верхняя часть разбитого Яйца стала Небом, нижняя – Землёй, с Воздухом между ними. Срок жизни Брахмы – 100 космических лет, причём половину суток Брахма трудится, а оставшуюся половину – 12 часов, спит.
Кальпы – космические сутки исчисляют 4 миллиарда 320 миллионов земных лет. Причём, когда Брахма спит, во Вселенной господствует злая и демоничная богиня Кали. Но просыпаясь, Брахма, каждое утро устанавливает своё господство. Эта эпоха называется Махаюга и её продолжительность 4 320 000 земных лет и состоит из 4-х периодов.
1-ый период – Критаюга. Продолжался этот период 1 728 000 человеческих лет. Это был период человеческого рая. Люди радовались, были счастливы, в этот период они ещё не знали что такое болезни, горе. Бог и Веда были основными их ориентирами.
2-ой период – Третаюга. Продолжался 1 296 000 человеческих лет. Жизнь человека становится хуже. Уменьшается справедливость, появляются всевозможные пороки, но, как и прежде основной ориентир – Бог и Веда. Появляется обряд жертвоприношения.
3-ий период – Двапараюга. Продолжался 864 000 лет. В этот период уменьшилась справедливость, начались стихийные бедствия, болезни, проявилось зло. Вера в Бога стала менее понятна для людей.
4-ый период – Калиюга. Самый тяжелый и безнравственный период. Длится 432 000 лет. Жизнь становится коротче, процветают болезни, зло, люди деградируют. Веды забыты. Это последняя эра, после которой начинается обновление. Мы все живём как раз в калиюгу.
В ведическую эпоху Вселенная считалась разделенной на три различные части – региона: Земля, небесный свод и небо. Каждый регион в свою очередь также делился на три части. Солнце во время своего прохождения через Вселенную освещает все эти регионы и их составляющие. Эти идеи неоднократно выражались в гимнах и строфах «Ригведы» – самой ранней по времени составления.
В ведической литературе встречается упоминание о месяце – одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина – шукла – от полнолуния до новолуния, и темная половина – кришна – от полнолуния до новолуния. Первоначально лунный синодический месяц определялся в 30 дней, затем он был более точно вычислен в 29,5 дней. Звездный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что нашло свое дальнейшее выражение в системе накшатр – 27 или 28 лунных стоянок.
Сведения о планетах упоминаются в тех разделах ведической литературы, которые посвящены астрологии. Семь адитья, упомянутые в «Ригведе», можно трактовать как Солнце, Луну и пять известных в древности планет – Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн.
Звезды уже давно использовались для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательные наблюдения показали, что расположение звезд в один и тот же час ночи со временем года постепенно изменяется. Постепенно то же самое расположение звезд наступает раньше; самые западные звезды исчезают в вечерних сумраках, а на рассвете на восточном горизонте появляются новые звезды, восходя все раньше с каждым последующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение, определяемое годичным движением Солнца по эклиптике, повторяется каждый год в одну и ту же дату. поэтому было очень удобно использовать звездные явления для фиксирования дат солнечного года.
В отличие от вавилонских и древнекитайских астрономов, ученые Индии практически не интересовались изучением звезд как таковых и не составляли звездных каталогов. Их интерес к звездам в основном сосредотачивался на тех созвездиях, которые лежали на эклиптике или вблизи нее. Выбором подходящих звезд и созвездий они смогли получить звездную систему для обозначения пути Солнца и Луны. Эта система среди индийцев получила название «системы накшатры», среди китайцев – «системы сю», среди арабов – «системы маназилей».
Самые ранние сведения о накшатрах встречаются в «Ригведе», где термин «накшатра» употребляется как для обозначения звезд, так и для обозначения лунных стоянок. Лунные стоянки представляли собой небольшие группы звезд, удаленные друг от друга примерно на 13°, так что Луна при своем движении по небесной сфере каждую следующую ночь оказывалась в следующей группе.
Полный список накшатр впервые появился в «Черной Яджурведе» и «Атхарваведе», которые были составлены позднее «Ригведы». Древнеиндийские системы накшатр соответствуют лунным стоянкам, приведенным в современных звездных каталогах.
Так, 1-я накшатра «Ашвини» соответствует звездам b и g созвездия Овен; 2-я, «Бхарани» – части созвездия Овен; 3-я, «Криттика» – созвездию Плеяды; 4-я, «Рохини» – части созвездия Телец; 5-я, «Мригаширша» – части созвездия Орион и т.д.
В ведической литературе приводится следущее деление дня: 1 сутки состоят из 30 мухурта, мухурта в свою очередь делится на кшипру, этархи, идани; каждая единица меньше предыдущей в 15 раз.
Таким образом, 1 мухурта = 48 минутам, 1 кшипра = 3,2 минуты; 1 этархи = 12,8 секунды, 1 идани = 0,85 секунды.
Календарь
В древней Индии было пять календарей. Календарь с годом из 324 дней – это 12 месяцев по 27 дней; с годом из 351 дня – 13 месяцев по 27 дней, лунный календарь – 12месяцев: 6 по 30 дней и 6 по 29 дней; гражданский календарь – 360 дней – 12месяцев по 30 дней, и календарь из 378 дней. Периодически между годами вставляли по 9, 12, 15, 18 дней для приведения их в соответствие с реальностью. Наиболее успешным был гражданский календарь со вставкой в 21 день каждые 4 года.
Названия дней недели в древнеиндийских календарях произошли от названия светил: “воскресенье - адитья-вара (день Солнца), понедельник - сама-вара (день Луны), вторник - мангала-вара (день Марса), среда - будха-вара (день Меркурия), четверг - брихаспати-вара (день Юпитера), пятница - Шукра-вара (день Венеры), суббота - шанайшчара-вара (день Сатутна)”
Следующие сведения по индийской астрономии относятся к первым векам нашей эры. Сохранились несколько трактатов, а также сочинение «Ариабхатийа» крупнейшего индийского математика и астронома Ариабхаты I , родившегося в 476 г. В своем сочинении Ариабхата высказал гениальную догадку: ежедневное вращение небес – только кажущееся вследствие вращения Земли вокруг своей оси. Это было чрезвычайно смелой гипотезой, которая не была принята последующими индийскими астрономами.